Ореховый Спас: что это за праздник и в чем его смысл?

29 августа православные верующие отмечают Ореховый, или Хлебный Спас. Это народное название закрепилось за праздником потому, что на Руси в этот день приносили в храм для освящения хлеб, испеченный из первой муки нового урожая пшеницы, а также собранные первые орехи.

Церковное название Орехового Спаса перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь. Этот праздник всегда высоко почитался Русской православной церковью. Икону с изображением Нерукотворного образа Иисуса или, по-другому, Спаса Нерукотворного можно увидеть в каждом православном храме. Этот образ также вышивали на знаменах русской армии и на хоругвях (религиозных знаменах).

Образ Спаса Нерукотворного принято считать началом христианской иконографии. Впоследствии «нерукотворным стал называться характерный тип изображения Христа крупный лик с крестчатым нимбом, без изображения плеч.

Древнее восточное предание о возникновении этого иконографического образа рассказывает об исцелении Христом едесского царя Авгаря. По легенде, при жизни Христа о его чудесах и совершаемых им исцелениях узнал правивший в сирийском городе Едессе царь Авгарь. Он был болен проказой и мечтал исцелиться, поэтому послал ко Христу своего живописца Ананию, чтобы тот изобразил Сына Божьего. Однако тот, добравшись до Галилеи и найдя Иисуса, не мог пробраться через толпу, чтобы подойти к Нему. Тогда Иисус сам позвал к себе художника, назвал его по имени, говорил с ним и пообещал царю Авгарю исцеление. А затем велел принести ему воду и кусок полотна убрус. Спаситель умыл лицо, отер его, и на полотне четко отобразился Его божественный лик, да так достоверно, как не нарисует ни один художник. Этот убрус с изображением лика Спасителя живописец привез Авгарю в Едессу, и, прикоснувшись к святыне, царь исцелился.

Спустя века, в 944 году плат был торжественно перенесен из Едессы в Константинополь, в храм Богоматери Фаросской. Именно в память об этом событии и был установлен сегодняшний праздник. В начале XIII века святыня была похищена участниками IV Крестового похода и впоследствии утрачена. Однако списков с этого изображения сохранилось довольно много.

«Один из наиболее известных образов Новгородский Спас Нерукотворный XII века, который можно увидеть в Третьяковской галерее, рассказывает ректор Свято-Филаретовского института, искусствовед, преподаватель курса «Основы языка изобразительного искусства Александр Копировский. На первый взгляд грозный, отстраненный лик при внимательном его созерцании совершенно меняется: в нем проявляется какая-то скорбь и сострадание. Длительное всматривание в икону дает ощущение ее жизни.

По словам искусствоведа, в советское время об иконе пытались судить по мгновенному впечатлению насколько она походит на портрет, на картинку. В этом было какое-то нечувствие.

«Люди и сегодня часто стремятся запомнить какие-то иконографические детали, символику. А тайна иконы, особенно если это настоящий шедевр, вот в этом оживании лика. Об этом мало говорят и это очень редко видят, отмечает Александр Копировский.

«В жизни верующего человека Христос не обязательно присутствует через иконы, говорит богослов. Я бы сказал, что сейчас мы переживаем самое иконоборческое время не потому, что почти нет хороших икон, и даже не потому, что потеряна способность к их вдумчивому восприятию, а потому, что попирается и разрушается главная икона Христа на земле человек. Человек есть образ Божий но на него никто не смотрит как на икону. Если человек не вызывает благоговения, восхищения, сострадания, переживания тайны, то что говорить об иконах, даже самых выдающихся.

Вот это и есть главная тема для размышления в этот день. Смысл праздника не в соблюдении ритуалов, а в том, чтобы приносить в день сегодняшний плоды своих трудов, своих размышлений и своих добрых дел. По словам священника Георгия Кочеткова, когда человек стремится жить по правде, жить не для себя, а послужить и людям, и Богу, то благодать касается и переменяет, освящает не только этого человека, но и других людей, которые, может, еще не успели свою жизнь вполне Богу посвятить. «Так исполняются слова Евангелия, что только тот, кто может отдать жизнь Богу, обретет ее, говорит священник. А человек, который начинает жить для себя, для самореализации, сразу гибнет духовно.

«На этой земле так все премудро устроено, что нельзя реализовать себя, нельзя искать только самоспасения или самосовершенствования: из этого ничего не выйдет. Не может иметь успешный исход то, что замыкает человека на самого себя. Это ложный путь.

По словам священника, приносить в храм плоды своих трудов это замечательный обычай, но можно собирать не только материальные плоды. Можно собирать духовные плоды. Можно собирать и людей, саму Церковь Христову. Ведь люди для Бога это самые лучшие духовные плоды, которые он желает видеть, которые он любит, которых он ждет.