Истребитель F-35 разбился на авиабазе Эйлсон на Аляске

Самолет стоимостью 200 миллионов долларов потерпел крушение из-за обледенения гидравлических систем

Истребитель F-35 рухнул на взлетно-посадочную полосу авиабазы Эйлсон на Аляске. Пилот почти час пытался устранить неисправность самолета в воздухе, но в итоге был вынужден катапультироваться.

По данным New York Post, причиной крушения стало обледенение гидравлических магистралей в носовом и основном шасси. Это не позволило стойкам шасси правильно развернуться. После взлета пилот не смог убрать шасси, а при повторной попытке их выпустить они заблокировались в неправильном положении.

Пилот организовал сеанс связи с пятью инженерами компании Lockheed Martin, который продлился около 50 минут. Затем летчик предпринял две попытки посадки в режиме "коснись и иди", чтобы выровнять заклинившую носовую стойку. Однако эти действия не принесли результата и привели к полной блокировке шасси.

Бортовые датчики истребителя выдали неверную информацию о том, что он уже находится на земле, после чего машина стала неуправляемой. Это заставило пилота в доли секунды принять решение о катапультировании. Расследование показало, что почти треть жидкости в гидравлической системе шасси составляла вода. Температура воздуха в момент аварии была около минус 18 градусов по Цельсию. В отчете говорится, что к крушению привели как решения экипажа, так и недостатки в программе контроля за опасными материалами.

Программа F-35 неоднократно подвергалась критике за высокую стоимость и производственные недостатки. Илон Маск заявлял, что сама концепция самолета была ошибочной, так как от него требовалось выполнять слишком много разноплановых задач. Он также выразил мнение, что в эпоху беспилотников пилотируемые истребители устарели. Общая стоимость программы F-35 до 2088 года может превысить 2 триллиона долларов.