Волонтеры-альпинисты, пострадавшие в ходе спасения Наговициной, эвакуированы РФ
Баир Батуев - один из шести спасателей, участвовавших в операции по эвакуации российской альпинистки Натальи Наговициной. 16 августа он находился на борту вертолета, который буквально перевернулся в результате жесткой посадки в районе пика Победы. Находившаяся на борту команда и летчики чудом остались живы, но практически все получили травмы. У Баира выявлены проблемы с позвоночником, и для оказания высококвалифицированной медицинской помощи его уже ждут специалисты НИИ скорой помощи имени Склифосовского в Москве.
Батуева в столицу сопровождает его коллега - Александр Семенов, также находившийся на борту того вертолета. Оба они стали частью беспрецедентной по масштабу и риску спасательной операции, развернутой в сложнейших условиях высокогорья Кыргызстана.
Незадолго до вылета Баир рассказал в беседе с "РГ" детали операции по спасению российской альпинистки.
Пострадавший Батуев, к слову, из Бурятии, обладатель звания "Снежный Барс", внештатный спасатель Бурятской республиканской поисково-спасательной службы.
Баир был в составе группы альпинистов, которые совершили собственное восхождение на Победу. Уже на спуске с пика, подходя к базовому лагерю, они узнали о ситуации, в которой оказалась российская альпинистка. С Натальей наверху они пересекались, видели и иранских граждан, которые, выяснилось позже, пропали без вести.
"Мы сразу же связались с Романом, чтобы выяснить, какая помощь необходима - тогда еще только было подозрение на перелом, - рассказывает альпинист. - Мы сразу же начали думать про спасательные работы - но сначала нужно было немного отдохнуть, восстановиться после подъема и спуска. Собралась группа волонтеров-спасателей в количестве шести человек. Первоочередной задачей было добраться до Натальи. Была информация, что итальянские альпинисты Гюнтер Зигмунд и Лука Синигалья обеспечили ее палаткой, спальник, газ, питание. То есть мы понимали, что небольшой временной зазор, чтобы подготовиться, у нас есть".
По словам Баира, позже пришли новости, что у Луки проблемы - потерял варежку, отморозил руки и что они где-то блуждают по гребню в связи с непогодой. Через какой-то промежуток времени у Луки начался отек мозга, он начал вести себя крайне неадекватно, бросался с кулаками, кусался… Вечером того дня он скончался.

"Задачи стали меняться, - продолжает альпинист. - Наталья в палатке и, по информации, обеспечена необходимым, при этом запросили помощь Роман (Мокринский, альпинист из Тюмени, шедший в связке с Наговициной, - Прим. Ред.), который получил обморожение, и Гюнтер, за неимением должного опыта, обессилел. Плюс еще мы держим в голове иранцев, которые не вернулись в пещеру. Опять же Роман и Гюнтер, которые то ли ушли в сторону Китая, то ли спустились на 6900 метров - они сами не могли определится".
15 августа была нелетная погода, на следующий день буквально в шесть утра летчики дали добро на полет и в 7 утра вертолет взмыл в небо.
"Что именно произошло с вертолетом, я предполагать не могу, - продолжает Баир. - Пилоты были за закрытой дверью, мы просто не могли видеть, что они делают. Но особых опасений не было. В июле была сложнейшая спасательная операция, снимали тело нашей подруги. И тогда тоже прилетел вертолет на готовую площадку, и мы, честно говоря, подумали, до нее дотянем - где-то на уровне 4800 метров. Уже оттуда мы планировали идти пешком. По одной из версий, вертолет перебрал допустимую высоту, и именно поэтому начал падать".
Ситуация, которую описывает Батуев - врагу не пожелаешь. Сначала вертолет подсел, спасатели начали готовиться к высадке. Но в этот момент, по ощущениям, вертолет сначала завяз в снегу, потом начал проваливаться, потом внезапно снова стал брать высоту, разворачиваться, уходить в сторону.
"Как потом рассказал командир судна, был резкий боковой ветер, - продолжает спасатель. - Возможно именно так и было - это все-таки горы. Когда мы перевернулись, у меня сразу перебило дыхание, я думал, ну, просто ушиб. Выбравшись, я сквозь крик услышал, что нужно вытаскивать командира - он тоже был в тяжелом состоянии. Вытащили…"
Что же касается Натальи, то, по словам Баира, прошло 17 дней с момента, как альпинистка сломала ногу.
"К сожалению, с учетом времени, проведенного на вершине во всех этих обстоятельствах, выжить просто нереально, - констатирует собеседник "РГ". - Во-первых у нее закончился весь газ, она была малоподвижна, без тепла и еды. Она обессилила. И, скорее всего, уснула и не проснулась. Добраться до Натальи будет возможно только в следующем году."
А вот имена тех, кто вместе с Баиром Бутуевым, несмотря на собственные планы, усталость, все риски, все же отправились спасать соотечественницу:
Виталий АкимовАртем Черемных - обладатель звания "Снежный барс"Александр Семенов - мастер спорта, многократный чемпион РФ, дважды обладатель звания "Снежный барс", рекордсмен Книги рекордов ГиннесаСвятослав Корнев - обладатель звания "Снежный барс"Владимир Ключников.
Особо отметим, что посольство России в Кыргызстане с первых минут получения информации о случившемся с альпинисткой вступило в активное взаимодействие с родственниками пострадавшей, поддерживало контакт с туристической компанией, Министерством обороны и МЧС Кыргызстана, в дальнейшем подключало ресурсы Аэрофлота и МЧС России. А, позже, благодаря совместным усилиям, удалось оперативно решить вопрос организации перелета Баира Батуева в Россию и обеспечить его доставку непосредственно до борта самолета.
В знак признательности за проявленное мужество и самоотверженность Посольство Российской Федерации вручило благодарственные письма спасателям, принимавшим участие в операции. Этот жест стал подтверждением глубокой признательности и уважения к людям, которые, рискуя собственной жизнью, пытались спасти других.
Сама же история показала, что только объединение усилий российских и кыргызских структур, при непосредственном участии дипломатических представителей, позволяет решать задачи в экстремальных условиях и возвращать надежду на жизнь и здоровье.