В День российского казачества в Москве показали, как выглядело сватовство в казачьем доме
Всероссийский музей казачества отметил свой «профессиональный праздник» с размахом. В день российского казачества на балконе старинного дома, в котором в июне открылся музей, 31 августа поставили цветущую герань: организаторы пояснили, что в старину эти цветы сигнализировали, что в доме казака все благополучно.

Программа торжественных мероприятий была чрезвычайно насыщенной: посетителям рассказывали об истории и подвигах казаков, их географических «разновидностям», провели геральдический мастер-класс и поведали, какие боевые награды этих прославленных защитников Родины пользовались особым уважением и почетом. Но, пожалуй, смысловым ядром стала экскурсия-инсценировка «Сватовство в казачьем доме», которую посетил корреспондент «МК».

Уже после мероприятия мы выяснили, что колоритными казаками были сотрудники и экскурсоводы, но по одежде, жестам, фонетике речи, наверное, все пятьдесят гостей сватовства решили, что с ними работают настоящие потомки легендарных служивых людей.
Роль отца семейства, где пришло время сватать сына, сыграл работник музея Александр Мельников, которому помогли коллеги. А главным рассказчиком выступила заведующая Музеем казачества Ирина Повх.

Вместе они рассказали, что жених по законам казаческого житья был «тварью бессловесной», за него родители решали, что пора жениться. А вот невеста право голоса имела и могла отказать и делала это, как выяснилось, совсем не так, как показано в фильме «Максим Перепелица».

Вручение гарбуза (тыквы) в реальной, не киношной жизни было бы воспринято как сильнейшее оскорбление. Зато допустимым было использование «сигнальных» рушников с двумя петухами, один из которых невеста вручала жениху. Если на вышитом полотенце птицы располагались клювами друг к другу, значит, свадьбе — быть, а вот если хвостами — значит, юношу «продинамили», выражаясь языком сегодняшним.
В лектории, кстати, звучали народные песнопения из обрядового свадебного канона. Причем три версии песен — кубанская, сибирская и донская, связанные общим мотивом «жениха у ворот».

Кропотливая дипломатическая работа сватов началась со взаимного опроса, есть ли у жениха курень и «золотой запас» и хорошая ли хозяйка невеста («молодых» взяли из числа зрителей), и чуть не закончилась криками «горько!». Но собравшимся объяснили, что поцелуям до свадьбы места не было.

Продолжалась экскурсия уже в музейном зале, где Мельников объяснил, чем отличаются хаты донских и кавказских казаков. Сделал он это на примере макета обоих видов хат, которые были подарены Государственному историческому музею цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II. На самом деле все просто — высокая крыша, крытая камышом и соломой, а рядом колодец-журавль — это примета Дона. А если крыша жилища расположена чуть ниже, крыта глиной и колодца нет — значит, воду берут в реке и экономят тепло, и мы — в горах.

Была ли экскурсия познавательной? Однозначно! Пропагандировала ли она семейные ценности? Конечно — и хорошо, что столько детей и подростков было в зале. Остается упомянуть о самом трогательном моменте — ведущие рассказали, что после свадьбы невеста «умирала» для своих близких и становилась частью семьи супруга. Получается, последним подарком отца-казака для нее был сундук, по которому легко было определить степень богатства и бедности семьи — экземпляр такого сундука также есть в собрании музея, как и тысячи бесценных предметов, оружия, утвари, знаков отличия, драгоценной посуды (принятого в России подарка казакам от царских особ) и многого-многого другого. Но главное богатство, которым располагает музей, — это сокровища знаний об истории России, к которым нужно приобщить как можно больше людей.