Андрей Максимов: Искусственный интеллект надо принимать как факт
В годы моей журналистской молодости в газетах жила-была такая рубрика "Возвращаясь к напечатанному". Была она, надо сказать, весьма популярна. И вот я решил ее вспомнить.
"В связи с чем?" - спросит читатель.
Отвечаю: перед отпуском я написал колонку о том, как в телепрограмме знаменитого израильского фотохудожника Дмитрия Брикмана искусственный интеллект отвечал на философские детские вопросы. Делал он это умно, философски и очень интересно.
Колонку перепечатали в "Дзене". И - началось! Должен признаться: давно мои тексты не вызывали такого интереса. Почти сорок шесть тысяч просмотров, более семисот откликов. Более чем достаточный объем для того, чтобы надо всем этим подумать, вернуться, так сказать, к напечатанному.
Первый вывод к ИИ отношения не имеет: какое невероятное количество злых и закомплексованных людей ходит в интернет. Они называют себя какими-нибудь никами, вроде "спящий кролик", и приходят только для того, чтобы сказать гадость. Видимо, это возвышает их в собственных глазах. Вдруг на меня обрушилось невероятное количество злобы и ругани. Просто так. Ни за что. Жалко, конечно, этих людей, хочется им как-то помочь в их необъяснимой радости, но "спящему кролику" как поможешь?..
Такой бессмысленной злобы очень много. Если всю эту закомплексованную ярость отбросить, то что останется? Останется, как мне кажется, очень интересное.
Люди не понимают, что искусственный интеллект - это не будущее, а настоящее. Читатели спорят: нужен нам ИИ или нет? Как говорится, поздно пить боржоми. Он уже пришел. Он тут. Большинству читателей ИИ не нравится. Ничего не поделаешь. Его надо принимать как факт.
Многие читатели возмущаются, что ИИ будет мешать детям и жить, и учиться. Это все споры чисто теоретические. Он пришел. Дети будут его использовать. Понятно, что запретить его невозможно.
Большинству читателей ИИ не нравится. Ничего не поделаешь. Его надо принимать как факт
Будь моя воля, я бы ввел в школах уроки, на которых бы специалисты учили детей, как правильно использовать ИИ. Где взять специалистов? Надо учить - выхода нет.
Оставлять ли наших детей наедине с ИИ или предлагать им профессиональную помощь для того, чтобы освоить "общение" с этим новым явлением, - выбор взрослых. Кричать, паниковать, запрещать - бессмысленно. Надо помогать. Уже очевидно, что нашим детям придется жить в присутствии искусственного интеллекта, и чем раньше мы это поймем и задумаемся о том, как помочь нашим детям, - тем лучше.
Я поговорил со своим другом, профессором МГУ, и выяснилось, что сегодняшние студенты используют ИИ много и с удовольствием. Письменные задания - все эти рефераты и прочее - уходят в прошлое: ИИ пишет их в секунды. Другое дело, когда хороший преподаватель говорит про тот же реферат, просит объяснить, растолковать... Тут ИИ не поможет.
ИИ может решать задачи, которые студенты решать не умеют, и это тоже факт. Студент может принести такое решение, но дальше он должен его объяснить. А это он может сделать только самостоятельно.
Может ли ИИ написать диссертацию за человека - это пока вопрос. Но очевидно, что все движется к этому. Правда, опять же, защищать ее придется человеку самому.
Многие читатели заметили: мол, чему Максимов удивляется? Интеллект ведь не сам придумал ответы на замысловатые вопросы, а нашел их на просторах интернета. Никакого чуда нет.
Это я понимаю. Но вот - для примера - отвечая на вопрос: "Что такое подлость?", ИИ ответил: "Это когда тебя считали мостом, а ты стал ямой". Ведь это же он нашел именно такой ответ. Почему именно этот? - вопрос, на который у меня ответа нет.
Многие читатели демонизируют ИИ, предрекая от него всякие ужасы. Напрасно. ИИ - это очередное изобретение человечества для облегчения человеческой жизни. Мне кажется, именно так его и стоит воспринимать.
Вопрос должен состоять в том: как ИИ правильно и наиболее эффективно использовать
Как бессмысленны - тоже очень любимые - "философские" споры о том, является ли ИИ подлинным интеллектом или нет. Искусственный интеллект является помощником человека. ИИ уже вошел в нашу жизнь. Вопрос поэтому, на мой взгляд, должен состоять в том: как его правильно и наиболее эффективно использовать.
Я попросил ИИ написать стихотворение, нарисовать картину... Пишет ли он сам по себе, или его задача: написать похоже на Пушкина или Пастернака, - все равно получается ужасно. Сфера подлинного глубокого творчества ему не дается. Возможно, со временем что-то изменится, но пока так.
Очень многие пишут, что, мол, чем больше будет развиваться ИИ, - тем меньше будет развиваться наш мозг. И в этом есть резон. Но мы же свыклись с тем, что чем меньше человеку приходится решать задач, связанных с напряжением мускул, тем физически слабей он становится.
Чем меньше задач будем мы ставить перед своим мозгом - тем меньше будет развиваться наш мозг. Это понятно. Однако кто, как не мы сами, решаем: поручать решение задач ИИ или действовать самим? Кто, как не мы сами, решаем: какие именно задачи ставить перед нашим мозгом, чтобы его развивать? Все в наших руках, как говорится.
В целом, каково отношение читателей к ИИ? Настороженно-недоверчивое. Огромное количество людей считают, что ИИ еще можно не допустить в нашу жизнь и в жизнь наших детей.
Это серьезная ошибка. Он пришел. Надо учиться им пользоваться. Он никуда не денется. Он с нами. И в большей степени с нашими детьми. Успокоимся. Подумаем, как сделать так, чтобы он приносил больше пользы, а не вреда.