В Москве завершился фестиваль "Спасская башня"
Поздно вечером в воскресенье в Москве на Красной площади прошло заключительное выступление фестиваля "Спасская башня". Перед зрителями в финале вышли все артисты и музыканты: 1500 человек из Монголии, Казахстана, Италии, Буркина-Фасо, Эфиопии, Зимбабве, Белоруссии, ОАЭ, Республики Сербской и, конечно, России. Всего 25 оркестров.
Статистика - категория довольно условная. Реально оркестров было на порядок больше. Например, оркестр ВДВ - сводный, он состоит из восьми оркестров со всей страны: из гарнизонов, где дислоцируются десантно-штурмовые полки. Термин "дислоцируются" тоже не очень подходящий - сейчас они не стоят в гарнизонах, а сражаются на СВО. И на трибунах у части зрителей, и на кремлевской брусчатке у многих музыкантов на груди можно было увидеть боевые медали и ордена. И не только в ансамбле ВДВ.
Красная площадь объективно не может вместить этот фестиваль во всех его формах. Одновременно с представлениями на Красной и на Манежной площадях, в парках столицы и на ВДНХ проходили соревнования на Кубок Фестиваля "Спасская башня", посвященные памяти детей-героев Великой Отечественной войны. Состязались молодые джигиты из 15 регионов России.
Не будет преувеличением сказать, что в этот фестиваль оказалась вовлечена половина планеты Земля: все, кроме двух Америк, Австралии и Антарктиды.
Помните фразу из знакового фильма: "Предлагаю дружить домами"? В парке "Патриот", куда 30 августа переместились все оркестры, музыканты Монголии и ОАЭ обменялись инструментами, и по очереди стали исполнять на них и свои национальные композиции, и мировые шедевры. Удовольствие получили все: зритель аплодировал, музыканты от души хохотали. Что просто слом стереотипов. Каждый, кто бывал в Эмиратах, скажет: комфортно-дружелюбная страна из семи независимых эмиратов, но со строгими правилами. И самый строгий эмират - Шарджа. Ну, а кому, как не полиции следить за порядком? Теперь представьте, насколько потрясает, когда вдруг видишь в центре Москвы… улыбчивых полицейских из Шарджи, которые в России устраивают шоу, напевают наши "Журавли" и "Смуглянку", от которых хочется и пританцовывать (я про "Смуглянку"), и бить в ладоши.
А как встречал зритель полицейских музыкантов из Шарджи на Красной площади на финальном шоу - описать сложно. Особенно их песни на русском языке.
Впрочем, кажется, нашего зрителя уже ничем не удивить. Сцена на ВДНХ: оркестры промаршировали, устроив по ходу шествия несколько мини-концертов. После чего музыкантам предложили сесть в автобусы и разъехаться по своим гостиницами: отдохнуть, пообедать. Большинство так и поступило. А президентский оркестр из Буркина-Фасо остался. Кто-то просто вставал рядом с ними, кто-то просил о панибратском селфи в обнимку. Никому не отказали. Потом африканцам стали из рук в руки передавать детей: для фото на память. Дошло и до музыки. Я успел снять на телефон: три маленькие девочки-россиянки устроили концерт на барабанах. Командиру эскадрона (старший офицер оркестра) через некоторое время пришлось даже отнять у них барабан. Наверное, почувствовал конкуренцию...
Когда-то на "Спасской башне" так ходили "в народ" ирландцы и шотландцы. Это очень красиво, душевно и трогательно. Последние годы люди с волынками к нам не приезжают. И вот их место заняли виртуозы из Африки. А что, свято место пустым не бывает - русская народная мудрость.
На фестивале было интересно еще и попробовать посмотреть на мир глазами гостей. Автору этих строк когда-то довелось участвовать в велопробеге по Северу Италии. Помню, чуть не слетел с байка, когда при въезде в очередную деревню увидел… кремлевскую стену. Один в один. Потом привык, там такое на каждом шагу. Все объяснимо, каменную версию Московского Кремля строили мастера из тех мест. "Как вам в нашем Кремле? - спрашиваю главу делегации исторических флагоносцев из города Кори Джанлуку Сбанди. - Никаких ассоциаций?" - "Конечно, нам приятно видеть здесь, в Москве, элементы искусства и архитектуры, которые заставляют себя чувствовать как дома. И особо интересно увидеть, как наша архитектура эволюционировала".
Высокое искусство - это здорово, но организаторы не устают напоминать, что фестиваль в первую очередь военно-музыкальный. На Красной площади были и войска: наши оркестры представляли все силовые ведомства. Была даже кавалерия и авиация, на площадь приземлялся самолет.
Перебор: авиации не было! - скажут скептики.
А вот и нет. Была! Суворовцы под марш "Пора в путь-дорогу" выстроились в форме аэроплана, он приветливо "махал крыльями" зрителям на трибунах. А потом зазвучало щемящее душу танго "Утомленное солнце"…
Назвать самый лучший оркестр или ансамбль невозможно. В прошлые годы устраивали конкурс зрительских симпатий, вручали призы. От этой затеи отказались. И правильно, у каждого свои фавориты.

Мой - монгольский Военный ансамбль песни и пляски. "Мы единственный в Монголии оркестр, который принимал участие во Второй мировой войне, - рассказывает начальник ансамбля, полковник Гансух Золзаяа. - На финальные сражения и для празднования победы над японцами в 1945-м наши музыканты совершили марш в 2000 км! В одной руке каждый держал винтовку, в другой - музыкальный инструмент".
Именно участие монгольской армии придало фестивалю историческое значение. И это не высокие слова. Заслуги монгольского народа в Великой Победе в силу каких-то обстоятельств на полвека были незаслуженно забыты. Между тем, сотни тысяч наших солдат выжили благодаря Монголии. Мы согревались в их полушубках и валенках, ели их мясо, ездили на их лошадях. Фактически в 1943-1945 годах каждая пятая лошадь на наших фронтах была монгольской. За некоторые мы платили, но по самым низким расценкам. А 32 тысячи монгольских лошадей - это шесть кавалерийских дивизий! - были бескорыстным даром.
Можно ли сравнивать их помощь по объемам с ленд-лизом? А зачем сравнивать? Монголия не производила ни танков, ни самолетов. Эскадрильи и танковые бригады они строили на наших заводах на деньги, пожертвованные монгольскими крестьянами.
На начальном этапе гитлеровского вторжения в Советский Союз наши потери были чудовищными, и потребность в авиации и танках, произведенных за рубежом, была высока. Но истребители "Киттихаук" и "Аэрокобра", как и танки "Шерман" из США нам не прислали в самое нужное время: в кровавом 1941-м. И могли вообще не прислать, Америка выжидала. Весь мир тогда наблюдал: отстоят ли русские Москву? А когда мы Москву отстояли, - вот именно только тогда массово и запустили ленд-лиз. Вклад Монголии в нашу Победу реально недооценен. Вглядитесь в кадры кинохроники времен битвы за Москву и нашего последующего контрнаступления: все белые полушубки, что вы видите, они из Монголии.
Скажу больше: каждая пятая шинель в 1942-1945 годах была изготовлена из монгольского материала. Из США в СССР в годы войны поступило 54 тыс. тонн шерсти, из Монголии - 64 тыс. тонн.
И еще одна важная цифра: мы получили по ленд-лизу из Америки 665 тыс. тонн тушенки. Из Монголии - около полумиллиона тонн, т.е. меньше. Но для корректности: в США на лето 1941 года численность населения 133 млн человек. Монголии - 819 тыс. чел. По количеству скота на душу населения монголы были №1 в мире. Но продовольствия они нам передали столько, что к концу войны у них начался голод. Но самоотверженно отдавали нам свои припасы. Все, что только было.

А еще монголы поставили под ружье 10% своего населения, приняли закон, согласно которому все мужчины и женщины призывного возраста обязывались нести военную службу. Историки ведь до сих спорят, почему Япония не решилась на нас напасть зимой 1941-го, когда обстановка была для СССР критической. Гитлер, союзник Японии, истерично от Японии требовал - атакуйте русских!
При этом все и всегда забывают про монгольскую армию. И напрасно. 80 тысяч мотивированных, невероятно-выносливых и мужественных монгольских солдат пошли бы в бой на нашей стороне.
"Фестиваль посвящен 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, - резюмирует полковник Гансух Золзаяа. - И нам очень приятно, что мы выступаем на Красной площади. По которой в этом году, 9 мая, прошли наши солдаты".
Определенно, "Спасская башня" больше чем просто фестиваль.