В херсонском заповеднике создадут центр воспроизводства лошади Пржевальского
Обитатели заповедника "Аскания-Нова" страдают от засухи и пожаров от украинских ракет. Ситуация почти катастрофическая. Корреспондент "РГ" проехала по выжженной солнцем заповедной степи, где только копытных животных обитает более тысячи.
Многие из обитателей заповедника занесены в мировую Красную книгу. Изначально они были завезены на Херсонщину основателем "Аскании-Нова" Фридрихом Фальц-Фейном в XIX веке из Африки, Америки и Индии. Животные обжились и дали потомство. С тех пор они живут здесь целыми стадами.
В степное сафари мы отправились на открытом грузовичке, поднимая клубы пыли. Мы останавливались в загонах и наблюдали изумительную картину: множество краснокнижных оленей, в том числе оленей Давида, которых в дикой природе уже нет, зебр, уланов, буйволов, бизонов и других особо охраняемых в мире животных. Некоторых из них удалось побаловать заранее припасенным печеньем. В "Аскании-Нова" живет стадо бизонов, что считается большой редкостью для заповедников во всем мире.
- Хотя бизоны кажутся неповоротливыми, у них мгновенная реакция, - предупреждает наш проводник Светлана Веселая и вспоминает невероятный случай: весящий около тонны бык перепрыгнул двухметровую сетку, как цирковая собачка. - Взрослый бизон почуял самку, подошел к ограждению, копытами немного смял его, отошел метров на 20, разогнался и перемахнул через преграду на наших глазах.
В "Аскании-Нова" обитает более 100 бизонов. При нас бизонье стадо пришло в движение и, как вихрь, понеслось по степи. За взрослыми едва поспевали рыжие детеныши. В этом году в заповеднике родилось почти 30 бизончиков, что считается большой удачей.
Нужны корма и вода
В этом году "Асканию-Нова" поразила страшная засуха. Появившиеся весной растения исчезли от жары и пожаров уже в начале лета. Огонь вспыхивал в степи не только из-за солнца, но и от сбитых ПВО украинских ракет.
При нормальных условиях асканийские степи изобилуют растениями. По словам водителя нашего грузовичка, по заповедной территории подчас трудно проехать на машине, потому что растения накручиваются на ее колеса. Но только не в этом году, когда на земле нет ни травинки.

Минувшей весной эфемероиды - степные растения, которые могут расти без влаги, быстро отцвели и исчезли. Степь стала голой. Животные остались без естественного корма - травы, их приходится кормить сеном, запасенным на зиму.
- Это большой удар по кормовой базе заповедника! - говорит его директор Дмитрий Мещеряков.
Обитателей заповедной территории также сложно напоить. В основном стада приходят на водопой к озеру, расположенному в середине загонов, в него стекается дождевая и талая вода. Но этим летом водоем сильно обмелел. Если он пересохнет, переживают в "Аскании-Нова", случится беда: животные будут искать другой источник воды, и тогда их не остановит никакое ограждение.
Водоснабжение - больная тема для заповедника со времен Украины. Построенная в советское время система орошения асканийских земель, по трубам которой вода доходила до заповедника, была разрушена. Огромные трубы выкопаны из земли и проданы на металлолом. Последние 30 лет заповедник получает воду из скважин, вырытых еще при Фридрихе Фальц-Фейне. После теракта в 2022 году на Каховской ГЭС, совершенного украинскими военными, качество воды в них резко ухудшилось.
Выход из ситуации - пробурить в "Аскании-Нова" новую скважину. И в заповеднике рассчитывают на стороннюю помощь.

Колыбель лошади Пржевальского
"Аскания-Нова" известна как место, где спасли от полного вымирания на Земле как вида лошадь Пржевальского. В мире этих диких красивых животных осталось всего около двух тысяч, в российских заповедниках их примерно 200, 54 из них - на Херсонщине. Нам посчастливилось прикоснуться к ним буквально: песочные кобылы и жеребята охотно ели печенье с наших ладоней. Заповедник получил грант президента России, средства которого будут направлены на возрождение популяции лошади Пржевальского в "Аскании-Нова".
- Дело в том, что средний возраст кобыл Пржевальского у нас приближается к границе их репродуктивного возраста - к 20 годам. Животных, способных родить, осталось мало. Если не принять срочных мер, асканийская линия дикой лошади может исчезнуть, - рассказал Дмитрий Мещеряков.
Чтобы спасти популяцию, в заповеднике создадут три дополнительных загона для лошадиных семей, которые должны дать потомство. Но сначала ученые проведут исследования генома каждой особи, чтобы с учетом полученных данных определить, каких кобыл и жеребцов скрещивать.
Когда жеребята появятся на свет, нужно будет доказать их чистокровность, чтобы малышей записали в международную племенную книгу лошади Пржевальского, которую ведут чешские эксперты.

Кстати, в мире всего пять чистокровных линий вида, и две из них - асканийская и мюнхенская - ведут свое начало от лошадей из "Аскании-Нова".
В заповеднике на Херсонщине надеются создать центр воспроизводства лошади Пржевальского.
- Здесь будет генетический ковчег вида. Наш центр станет четвертым в мире по размножению чистокровных пржевальцев. Эти планы вписываются в федеральную программу восстановления поголовья лошадей Пржевальского в России, принятую в 2022 году. Как вовремя наш заповедник стал российским! - заключают в "Аскании-Нова".
Это интересно:
В херсонском заповеднике побывали всемирно известные защитники природы. Среди них - писательница Джой Адамсон, описавшая свою жизнь в африканских джунглях, основатель Фонда охраны дикой природы Джеральд Даррелл, Бернард Гржимек, получивший "Оскара" за документальный фильм об Африке. С последним в херсонском заповеднике произошел запоминающийся случай. В конце 1970-х, гуляя по асканийским степям, он потерял среди густой травы крышку от объектива своего фотоаппарата, и местных школьников отправили искать иголку в стоге сена. На удивление, они ее нашли. Гржимек описал эту историю в своем бестселлере "Серенгети не должен умереть".