Урожай огурцов без залипания в интернете. Как живет экипаж атомного ледокола «Ямал», которым руководит женщина

Итак, для начала стоит отметить, что на сегодняшний день Россия располагает флотом из восьми атомных ледоколов, что в принципе можно назвать уникальностью в своем роде, ведь ни одна другая страна мира не имеет подобных ядерных ледокольных мощностей.

Урожай огурцов без залипания в интернете. Как живет экипаж атомного ледокола «Ямал», которым руководит женщина
© runews24.ru

В составе этого флота выделяются четыре новейших судна проекта 22220 — это «Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия», каждый из которых развивает мощность до 80 000 лошадиных сил. Ледоколы «Ямал» и «50 лет Победы» располагают мощностью в 75 000 лошадиных сил. А «Таймыр» и «Вайгач» оснащены двигателями на 50 000 лошадиных сил.

Типовой арктический рейс ледокола продолжается около четырех месяцев. Однако благодаря внушительным запасам провизии, судно способно сохранять полную автономность до семи с половиной месяцев. Перезарядка атомных реакторов требуется лишь один раз в четыре года. По завершении каждого похода ледокол возвращается в порт, где происходит смена экипажа и пополнение запасов продовольствия.

От учительницы до капитана

Путь длиной в два десятилетия привела Марину Старовойтову, уроженку скромного городка Унеча в Брянской области, к вершинам морской карьеры. С юных лет, ни разу не видя моря, она мечтала о нем, а также стремилась поступить в воздушно-десантные войска, куда, однако, девушек не принимали. Поэтому после получения высшего образования Марина нашла свое призвание, став учителем русского языка и литературы в родной Унече.

В 2005 году Марина узнала, что Мурманское морское пароходство объявило набор женщин в плавсостав. В 24 года она без колебаний оставила учительскую профессию, чтобы начать новый этап в качестве дневальной на атомном контейнеровозе «Севморпуть». Свой опыт она нарабатывала на различных транспортных судах, включая пароход «Петр Великий». К 2019 году Марина Старовойтова заняла пост старшего помощника капитана на атомном ледоколе «Ямал».

В 2024 году она уже временно исполняла обязанности капитана в течение десяти дней во время морского похода. А 20 августа 2025 года произошло историческое событие: Марина официально получила звание капитана, став первой в мире женщиной, возглавившей атомный ледокол.

Жизнь в плавучем городе

В целом, огромный «Ямал» производит неизгладимое впечатление своими габаритами. От осознания его масштабов, безусловно, захватывает дух. Впечатление производит и фирменная «акулья улыбка» на его носу, которая давно уже стала узнаваемым символом судна.

Центральную часть судна занимает торжественная парадная лестница, окруженная зонами общего пользования, в то время как жилые каюты расположены вдоль бортов. Вероятно, к внутренней планировке и лабиринтам переходов быстро привыкаешь, но если ты попадаешь сюда первый раз, то ориентироваться в многочисленных отсеках будет непросто.

Каюты капитана и главного механика представляют собой полноценные апартаменты, включающие кабинет, гостиную, спальню, небольшой буфет и санузел с ванной. Для старшего командного состава предусмотрены более скромные, но комфортабельные помещения с кабинетом, спальней и санузлом. Остальные члены экипажа размещаются в 155 одноместных каютах, однако в случае присутствия туристов или экспедиционных групп, моряки могут проживать по двое.

Вся мебель на судне тщательно закреплена, что обусловлено значительной вибрацией, которая может возникать во время движения ледокола. Для экипажа их каюта становится настоящим вторым домом, который они часто украшают живыми цветами, фотографиями и произведениями искусства. В преддверии праздников, особенно Нового года, каюты преображаются гирляндами и праздничным декором.

Жизнь на атомном ледоколе кипит круглосуточно, без выходных, с ежедневным выделением времени для отдыха. Большинство членов экипажа работают по графику: четыре часа дежурства сменяются восьмью часами отдыха. Персонал, занимающийся приготовлением пищи, медицинским обеспечением, уборкой и ремонтными работами, придерживается более стандартного распорядка дня, например, с 8:00 до 17:00.

Меню в Арктике

Столовая, предназначенная для командного состава, также служит местом для их отдыха и общения (кают-компанией). В то время как обеденный зал для рядового экипажа расположен этажом ниже. Однако вся еда готовится на одном общем камбузе, откуда готовые блюда доставляются при помощи специального лифта.

Меню формируется на неделю вперед, и включает в себя привычные для сухопутной жизни продукты. Утром можно насладиться омлетом с беконом и бисквитным рулетом к чаю, а на обед – домашним рассольником, сочным шницелем с пюре и свежим салатом. И всё это посреди ледяных просторов, где за бортом слышен постоянный треск льда!

К слову, хлеб на борту выпекается самостоятельно. Только вообразите: теплый, ароматный ломоть свежего хлеба с крепким чаем и вареньем, окруженный бескрайними ледяными полями, словно на краю света! Интересно, что в столовой соблюдается строгий дресс-код: вход в рабочей одежде запрещен. Ежедневный литровый пакет сока к обеду – это не просто традиция, а важная мера для обеспечения экипажа необходимыми витаминами.

В рационе присутствует обилие рыбы – от простого минтая до изысканных форели и палтуса. В честь особых событий повара радуют команду креветками или икрой, ведь моряки, проведшие четыре месяца в Арктике, безусловно, заслуживают праздничного угощения.

Удобства среди льдов

Когда-то «Ямал» использовался для туристических рейсов к Северному полюсу. Именно в тот период на его носу появилась знаменитая «акулья улыбка», а внутри — барная стойка. Сегодня эту функцию выполняет ледокол «50 лет Победы», а «Ямал» сосредоточен на выполнении иных задач в арктических льдах.

Помимо обеденных зон, инфраструктура ледокола включает библиотеку, специальный зал для пассажиров, волейбольную площадку, полноценный тренажерный зал, бассейн с подогревом, сауну и медицинский пункт. Члены команды активно проводят свободное время, организуя различные соревнования и турниры.

Среди них много любителей настольных игр, шахмат и интеллектуальных викторин, что позволяет интересно проводить досуг. Практически в каждом отсеке установлен телефон для внутренней связи, а наличие спутникового интернета обеспечивает возможность поддерживать контакт с близкими. Хотя просмотр фильмов онлайн через него пока недоступен, полного отрыва от цивилизации все же не происходит.

Однако наибольшее восхищение вызывает масса живых растений на борту. Только представьте: суровая Арктика, бескрайние льдины, пронизывающий холод – и внутри этой мощной стальной махины цветут зеленые растения в каютах и общих зонах. В те месяцы, когда за иллюминатором простираются лишь суровые снега и льды, эти зеленые островки служат настоящим бальзамом для души.

Примечательно, что сама капитан Марина Старовойтова также является энтузиастом растениеводства: всего за два месяца в Арктике ей удалось вырастить полноценный урожай огурцов прямо на ледоколе.

Так что теперь этим огромным морским домом командует женщина, которая когда-то лишь робко мечтала о море, зачитываясь произведениями Стивенсона и Хемингуэя. Про Марину можно смело сказать, что она прошла весь путь – от рядового матроса палубной команды до вершины, никогда не теряя силы духа, не опуская рук и не предавая своей мечты, которая в конечном итоге воплотилась в жизнь!