"Вязёмы — это очередной музей, носящий имя Пушкина, чтобы не носить имя Бориса Годунова или Бориса Голицына"
С давних пор Впервые название «Вязёма» упоминается в 1494 году, и суть этого места совпадает со словом «везём», потому что здесь, недалеко от Старой Смоленской дороги, было место смены лошадей на пути между Москвой и западными окраинами. Вязёмский ям, расположенный в среднем течении реки Вязёмки был «останошным», то есть последним перед въездом в столицу. Официальная встреча с послами проходила в селе Дорогомилово, в 30 верстах от Вязёмского яма. Берег Вязёмки В 1562 году в селе Спасском Вязёмского яма останавливался Иван Грозный. В 1580-е порядок следования посольств изменился. Название «Вязёма» перешло к селу Никольское, стоявшему выше по течению реки. Иван Грозный подарил Никольское своему шурину — Борису Годунову. Надо сказать, Вязёмы вам не Углич. Здесь относятся к Годунову не как к детоубийце, а как к оболганному историками в угоду Романовым первому избранному монарху. Мы прошли мимо одного бюста, и муж удивился, что это Годунова бюст. И я поддакнула: «Какой-то он…» «Какой?» — тут же поинтересовалась смотрительница. — «Благочестивый». — «А он таким и был!» Годунов принимал у себя послов. Например, в 1590 году послов Сигизмунда III. Экспозиция, посвящённая Годунову, располагается на Конном дворе, который как раз и выстроен на месте резиденции Годунова. Можно увидеть сохранившийся фрагмент пола, посмотреть на предметы, найденные на территории парка, а также на макет усадьбы. Здесь же выставлен крест из белого камня, привезённый с кладбища села Фёдоровское Вяземского района Смоленской области — родины Бориса Годунова. (Получается, Годунов «увяз» между Вязьмой и Вязёмами. Прямо не Годунов, а Вяземский). Усадьбу окружал глубокий ров (остатки которого сейчас называются Годуновским оврагом) и частокол с шестью башнями. Внутри стен был городок с тремя церквями и монастырём. Макет усадьбы После избрания Годунова на царство Вязёмы стали царской резиденцией. В 1598 - 1599 гг. здесь возвели церковь во имя Святой Живоначальной Троицы (освящена в 1600 году, в честь этого события три дня стоял пир горой). Сейчас можно посетить только нижнюю церковь. В полутьме мы поставили свечи и сделали пару фото, на которых ничего не разобрать. Верхнюю церковь для прихожан открывают два раза в году — на Троицу и Преображение Господне. В верхней церкви сохранилась старинная роспись. Копии фресок можно увидеть в экспозиции Конного двора. Евангельских сюжетов нет, как и сцен Страшного Суда, основные изображения: Небесные Силы, Бог Саваоф, Богоматерь, «Знамение», Спас Эммануил, Христос Вседержитель, Спас Нерукотворный. Основной сюжет — Деяния Троицы (явление трёх ангелов праотцу Аврааму и двух ангелов — Лоту). Акт передачи Божественной воли достойному человеку — отражение личной истории Годунова. Рядом с церковью была выстроена двухъярусная трёхпролётная звонница «…особливого рода, каких нигде инде не видно». (Интересная комбинация «нигде инде не видно», колокольная). Колокол раскачивали шестом-очапом, потому метод называется «очепным». Один из колоколов был вызолочен. Домик причта Когда в 1863 встал вопрос о строительстве новой колокольни взамен покосившейся, князь Борис Дмитриевич Голицын распорядился: «Старую колокольню срыть дозволить не могу по древности её существования и по оригинальности её архитектуры». И мы ему сейчас за это должны быть благодарны. Борисы и Дмитрии Следующим (после Годунова) правителем усадьбы был Лжедмитрий I. (Странное дело, почти все владельцы усадьбы носили имена Борис или Дмитрий). Лжедмитрий собирался воевать с Османской империей, а потому для тренировки устраивал «потешные баталии». Про одну из них пишут путеводители. В 1606 году, на масленицу, усадьбу обнесли снежной крепостью. Русские князья держали оборону, а иностранцы (поляки, немцы, литовцы) во главе с самозванцем штурмовали. Иноземцы лепили снежки с камнями внутри и «…насажали русским синяков под глазами». Крепость была взята, но Лжедмитрию настоятельно рекомендовали больше так не тешиться. В Вязёмах, ожидая свою 18-летнюю невесту, он пробыл долго. Марина Мнишек провела в Вязёмах четыре апрельских дня, получила «…восемь драгоценных ожерелий и столько же кусков самой драгоценной парчи, <…> табун прекрасных лошадей, из коих 80 она раздарила своим дворянам и слугам». Во время её отъезда начался пожар, спаливший половину села. (Не девка — огонь!) В годы Смуты, через Вязёмы постоянно следовали войска: в 1608 году Лжедмитрия II, в 1611 — Яна Сапеги, а также войска гетмана Яна Ходкевича. В 1618 году здесь стояли русские войска, вскоре вытесненные иноземцами. Усадьбу постигло полное разорение. Сгорело всё, кроме каменной церкви и звонницы. На стенах храма остались надписи, процарапанные на польском и латинском языках. (Ишь какие грамотные варвары!) На мосту через Вязёмку должна была состояться встреча посольства с митрополитом Филаретом, возвращавшимся из восьмилетнего польского плена. Такая иллюстрация была сделана в фолианте «Книга о избрании на превысочайший престол… Михаила Феодоровича, всея великия России самодержца». На самом деле владыка Филарет повернул на Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь, а оттуда выехал в Москву другой дорогой. По окончании Смуты село перешло в Приказ Большого дворца, жизнь потекла своим чередом. Сюда заезжал царь Алексей Михайлович во время богомолий и военных походов. Конный двор. Экспозиция Петровской эпохи. Пётр Первый подарил село «дядьке» Борису Алексеевичу Голицыну. «Голица» — это железная перчатка, и кто-то из потомков князя Литовского Гедимина получил такое прозвище, а уж после все потомки потомка стали Голицыными. (Вдруг вы тоже не знали?) Про Борисе Алексеевиче село отстроилось, а церковь была переосвящена во имя Преображения Господня. На центральной главе купола была установлена белокаменная резная корона в барочном стиле. Иконы для нового иконостаса писали мастера Оружейной палаты. Некоторые иконы уцелели и находятся в музеях Москвы. Церковь Преображения Господня Интересное совпадение, Борис Голицын так же, как Борис Годунов, отошёл в мир иной с именем Боголеп. А Вязёмы отошли в 1714 (по другим данным в 1730) году к внуку Бориса Алексеевича — Михаилу Васильевичу Голицыну. (А вообще, это исключительный случай, когда имение осталось под одной фамилией до 1917 года). Красивая жизнь философов Екатерина II указом от 1762 года разрешила дворянам не служить. И усадебная жизнь получила некую философскую базу. Теперь жить в деревне значило вести «естественную» жизнь на природе, а усадьба стала «моделью идеального мира». (Что-то подобное мы наблюдаем и сейчас. Некое возрождение барско-дачного мироощущения). С 1766 года усадьбой владел правнук Бориса Алексеевича — князь Николай Михайлович Голицын, отслуживший 25 лет и наконец вышедший в отставку в чине бригадира. Я нигде не смогла найти его портрета. Жаль, потому что именно Николай Михайлович — главный строитель Вязём. Это был холостой и очень гостеприимный человек. Нижняя библиотека Новый владелец был энергичен и целеустремлён, так что создал в Вязёмах собственную «прекрасную столицу». Сначала были построены два флигеля — Кухонный и Гостевой, а потом на месте деревянного дома был возведён каменный, с бельведером и полуротондой. Имя архитектора неизвестно, а образец известен — проект отеля в стиле французского классицизма эпохи Людовика XVI. И сейчас, проходя сквозь многочисленные гостиные и библиотеки, нет-нет да и представишь себя хозяином усадьбы, который с долей скуки за чашечкой кофе раздумывает, посмотреть ли ему старинные гравюры или почитать что-нибудь из Горация. В общем, жили Голицыны красиво! Парадный двор между домом и флигелями называется — курдонёр. Новое для меня слово, означает буквально «почётный двор». Такое у меня ощущение, что чего-то не хватает в этом дворе (сада и цветов?). Какой-то он не парадный. И двери во дворце самые обычные. А вот с обратной стороны и дворец выглядит интереснее, и вид на усадьбу хорош. Вязёмы, дворец, парадный двор Разумеется, со всех сторон дворца были сады (один на другом берегу Вязёмки), оранжереи и теплицы. Когда в моду вошли пейзажные парки, были высажены липы, лиственницы, вязы и сосны. Один лесной массив предназначался для охоты. Такое сейчас и не представишь. Как пишут, Николай Михайлович даже что-то изобрёл под названием «севоральник, или самсев». А вдоль Можайской дороги выстроил ряд «белых» изб для крестьян, с печным отоплением и застеклёнными окнами. Прямо антиПотёмкин. Масонский кабинет дворца, конечно, хотелось бы рассмотреть получше. (В соседнем с ним помещении располагалась масонская молельня.) Я-то без очков на полках мало что увидела. Надеялась на сделанные фотографии, но во многих залах была такая влажность, что фотографии не получились. Глядя на них можно подумать, что я не старалась. А я старалась, то и дело протирала камеру, и в помещениях, где гулял сквознячок, все фотографии вышли прекрасно, даже если вещи под стеклом. А масонский запон не получилось снять вообще. Да что там камера, на мне куртка отсырела! Масонский заговор, не иначе! Парадный кабинет В 1797 году в Вязёмах в честь приезда Павла I был дан парадный обед на 19 кувертах. (Ещё одно новое слово, означает полный набор столовых приборов на одну персону). Гости два часа кушали, а потом поехали дальше, в Смоленск. Именно после этого обеда усадебный дом стал именоваться дворцом, потому что в нём побывал двор. (А не потому, что дом такой красивый, хотя он неплох.) Наткнулась на описание «жаркого по-императорски». В оливки вместо косточек клали анчоусы, потом оливки клали в рябчика, рябчика — в петуха, петуха — в фазана, а фазана — в поросёнка. Всё это гастрономическое излишество протыкали шампуром и зажаривали. Как это всё прожаривалось и не сгорало, я не представляю. Может, сказки? Парадная столовая Сказок и легенд ходит немало. В одних источниках пишут одно, в других — обратное. Читаю, например, что на званых обедах кавалеры садились по одну, а дамы по другую сторону стола. Но живописные полотна этого не подтверждают. Можно прочитать, что Пушкин познакомился в усадьбе с Натальей Николаевной. Этого не было. Также доподлинно не известно, заезжал ли сюда Гоголь к Шевырёву. Половина самых интересных историй где-нибудь обязательно оспаривается. Детей у Николая Михайловича не было, поэтому усадьба в 1802 году перешла его брату — Александру Михайловичу. (Интересно, конечно, почему у него не было детей. Впрочем, у Александра Михайловича их тоже не было. И вообще, был ли брат? Про эту ветвь Голицыных мало что можно найти, потому что имена её представителей совпадают с именами другой, более известной, ветви.) Чтобы быть уверенным в будущем усадьбы, новый владелец подал прошение Александру I о разрешении передать её двоюродному племяннику — князю Борису Владимировичу Голицыну (в обход ближайших родственников). Князь Борис Владимирович Голицын. Фото: Википедия. Главой семейства был даже не Борис Владимирович, а его мать Наталья Петровна (урождённая графиня Чернышёва), она же «princesse moustache» («усатая княгиня»), она же «fée moustachine» («усатая фея»), она же, как поговаривали, внучка Петра Первого. Именно она была прототипом старой графини: «Моя "Пиковая дама" в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Н.П. и, кажется, не сердятся». Ей и картишкам посвящена экспозиция парадной спальни. Теперь смотрю на «Пиковую даму» совсем другими глазами (широко открытыми). Одно дело — развлекательная история, и совсем иное — нелицеприятно изобразить самую влиятельную старушку в России. Получается, это был вызов, и Пушкин не зря беспокоился, как это будет воспринято в свете. (В свете, возможно, даже позлорадствовали.) Старушка обладала таким авторитетом, что к ней вели знакомиться всех молодых людей или, скажем, невест. Наталью Николаевну Пушкин тоже представлял. (Княгиня сказала: «Хороша!») Император Николай I, стоя, первым целовал у княгини руку, ей можно было не вставать. Неизвестно, встречалась ли княгиня с Сен-Жерменом и бывала ли в Вязёмах, зато про неё известно, что за 96 лет своей долгой жизни она пережила пять императоров, имела все награды, которые могли присуждаться женщинам. И в числе этих наград «первый прейс» — бриллиантовый тресиле (заколка для волос) за победу в карусели — конном рыцарском турнире, где кавалеры и дамы состязались в управлении лошадью, стрельбе из лука, пистолета и владении шпагой. Княгиня Наталья Петровна Голицына. Портрет работы Александра Рослина. Фото: Википедия. 25-летняя княгиня Чернышёва завоевала первый прейс в 1766 году. И в том же году ещё один. Золотая именная медаль за победу хранится в Эрмитаже. Два её сына — Борис и Дмитрий — были больше французами, нежели русскими. Борис даже публиковался во французских изданиях. Ещё он играл на скрипке и гитаре, но особенно прославился в танцах. Ему дали прозвище «Вестрис» по имени французского танцовщика. Из путешествия по Италии Борис Владимирович привёз гравюры (которые я уже упомянула всуе), гипсовые скульптуры и живописные полотна. Из картин, вероятно, сохранилось несколько штук, а так-то на стенах копии, что характерно для всех музеев-усадеб. Большая гостиная У молодого хозяина усадьбы было прелестнейшее лицо, так что его называли ещё «очаровательным князем Борисом». Он был прототипом отца Полины из повести «Рославлёв», князя Верейского из романа «Дубровский» и Ленского из «Евгения Онегина». Кажется странным, что Борис Владимирович выбрал военную службу. Она проходила негладко, но он в итоге дослужился до генерала. (Была какая-то странная история с умершим от барабанного боя младенцем). В 1806 году вышел в отставку «по болезни». Делами усадьбы занимался активно, а уж пополнять библиотеку всякими древностями и редкостями считал своим долгом. Библиотекой пользовались многие гости, в том числе Василий Львович Пушкин. Пушкины приезжали из Захарова в Вязёмы часто, потому что в Захарове не было своей церкви. И младший брат Александра Пушкина — Николенька — похоронен рядом с Преображенской церковью. (А мы не знали точное место, и потому не побывали на могиле). Борис Владимирович так остро в какой-то момент почувствовал крен не в ту сторону, что начал усиленно изучать русский язык: «О! Каких прелестей мы лишаем себя, изучая язык чуждый, а не знаем русского языка. Теперь хочу учиться в России по-русски и быть русским. Много читая по-французски, я, к стыду своему, мало занимался русским». И совместно с Державиным и Шишковым основал общество «Беседа любителей русского слова» (1811 г.). Князю посвящена экспозиция в боскетной. Боскетная - салон Наполеоновская кампания Умер очаровательный князь очень молодым, в 44 года. Во время войны 1812-го года получил контузию в бедро (говорят, в битве при Бородине под ним убило двух лошадей), вылечился, а по дороге на фронт умер от нервной горячки (сыпной тиф) в г. Вильно. (Есть версия, что был прототипом Андрея Болконского). Прах был перевезён и захоронен в Вязёмах. Мраморное надгробие с его могилы сейчас находится в Музее архитектуры им. А.В. Щусева в Москве. Солдатики. Проходной зал. Во время войны 1812 года усадьба в силу своего местоположения была местом стоянки по очереди обеих армий. В Нижней библиотеке дворца есть ожившая картина, в которой сначала Кутузов сетует, что граф Ростопчин подмогу не пришлёт, и, стало быть, придётся отступать, а потом Наполеон даёт распоряжения секретарю. Штаб русской армии в усадьбе находился одни сутки (11-12 сентября по новому стилю), а 13 сентября сюда уже приехал Наполеон. Во всю стену расположены портреты героев войны, а посередине конный портрет Александра I (копии работ Дж. Доу и Ф. Крюгера). Секретарь Наполеона писал жене: «Мы провели там добрую часть вечера в прекрасном салоне, расположившись у камина, и если бы не шпаги и эполеты, можно было бы подумать, что находимся в парижском салоне… Это был красивый дом и единственный настоящий дворец, который мы увидели после вступления в Россию». После окончательного ухода цивилизованных французов в Вязёмах «остались одни только голые стены». Село было разорено, церковь осквернена. К счастью, из храма были вывезены многие ценности и закопаны во дворе московского дома Натальи Петровны. Гостевой флигель. Экспозиция "Госпиталь 1812 года" Возрождал усадьбу Дмитрий Владимирович Голицын, у которого военная карьера была очень успешной. Тоже, кстати, был красавец. На стене масонского зала висят парные портреты обоих братьев в юношеском возрасте. Это копии с пастелей Х.Д. Гамильтона 1791 года. В 1820-м году Дмитрий Владимирович был назначен военным генерал-губернатором Москвы. За сохранение порядка во время восстания декабристов был награждён орденом св. ап. Андрея Первозванного. Так что, как ни крути, а слава Натальи Петровны была вполне объяснимой, оба её сына блеснули во всей красе. В Вязёмы новый владелец приезжал редко, предпочитая другие имения, но необходимый ремонт осуществлялся: был отремонтирован каменный мост через Вязёмку, поставлена каменная ограда с воротами. Библиотеку он собирался перевезти в Москву для учреждения публичной библиотеки. Но эти планы он не успел осуществить. Дела семейные и не только Его супруга Татьяна Васильевна (урожденная Васильчикова), возможно, была прототипом Татьяны Лариной. (Соответственно, князь был прототипом её супруга.) Татьяну Васильевну обожала вся Москва, кроме свекрови, считавшей, что та неровня Голицыным. (Наталья Петровна и с сыновьями могла годами не общаться. Такая была заноза!) Все описывают Татьяну Васильевну не слишком красивой, но невероятно обаятельной. После её смерти князь скомпрометировал себя в обществе, уехав за границу с замужней женщиной (которая скончалась, едва они пересекли границу). Но это всё будет потом. А в Вязёмах это была счастливая семья. Наблюдая, как крестьяне плетут из лозы, Татьяна Васильевна выписала мастера из Швейцарии. Этот проект оказался довольно успешным. Плетёные изделия из Вязём стали брендом. Небольшая выставка плетёных изделий проходит в Кухонном флигеле. Кухонный флигель. Экспозиция "Секреты ключницы". У Бориса Владимировича были две незаконнорожденные дочери (Анна и Софья Зеленские) то ли от цыганки, то ли от гражданского брака с полькой. Обеих воспитывала Татьяна Васильевна, и Наталья Петровна даже не догадывалась о существовании этих внучек. Она бы такого не перенесла. Она и замуж-то в своё время выходила не за красавца-князя, а за фамилию. Историк И. М. Снегирёв писал: «Она все фамилии бранит и выше Голицыных никого не ставит, и когда она перед внучкой своей 6-летней хвалила Иисуса Христа, то девочка спросила: "Не из фамилии ли Голицыных Иисус Христос?"». Известный историк литературы Степан Шевырёв был женат на Софье Зеленской. Шевырёв подолгу жил в Вязёмах, потому что сюда был доставлен семейный архив со сведениями о десяти Российских губерниях и многими документами родственных семей. В 1843 году Шевырёв стал поверенным в делах Н.В. Гоголя. Как я уже писала, нет точных данных, что Гоголь приезжал к нему в Вязёмы. Но в путеводителе указано, что Гоголь пробыл здесь несколько дней и даже привёз сюда второй том «Мёртвых душ», взяв с Шевырёва слово, что тот никому не расскажет содержания. Конный двор в Вязёмах Борис Дмитриевич Голицын, сын Дмитрия Владимировича, в усадьбе почти не появлялся, но вскоре в усадьбе поселилась внучка Евдокия Борисовна, в замужестве Шереметева, которая снова привела дом в порядок. О ней граф В.В. Мусин-Пушкин писал следующее: «Евдокия Борисовна любила в жизни только мужа, двух сыновей и бессмысленную трату денег, которые все и раскидала на ветер. Будучи необыкновенно пустой и простоватой, она постоянно писала деловые и политические проекты, которые кроме неё никто не читал. Но умерла она почти в полной нищете, которую переносила с большим достоинством и смирением у подножья Арарата, леча и помогая местному населению, работающему на хлопковых плантациях, где у неё с сыновьями осталась доля участия в акционерной компании. По наружности она была толстой весёлой хохотушкой, и никто в молодости не умел так заразительно смеяться, как она». Последний владелец усадьбы — Дмитрий Борисович Голицын — с 1889 года был начальником Императорской охоты, в его обязанности входило: приобретение и содержание зверей в специальных зверинцах, подготовка и проведение охоты, ведение журнала охоты и курирование издания роскошных книг, которые можно увидеть в витрине. Ему посвящена экспозиция Охотничьего зала. В этой должности он прослужил четверть века, за что получил орден св. Александра Невского. Князь жил на два дома — один в Вязёмах, другой — Егерская слобода в Гатчине. Император в письмах обращался к нему по-дружески — Димка. Так же звали его домашние. Толстой списал с него Вронского. Охотничий зал Очень интересно было узнать, что императорская охота проводилась всего несколько раз в году, летом и осенью — в Першине (Тульской губернии) и Гатчине, а зимой — в Беловежской пуще. Для охоты в Першине содержали 130 борзых, 100 гончих, 100 щенков, 87 лошадей и 78 человек доезжачих, борзятников и объездчиков. Егеря были одеты весьма красочно, охотничьи рога подобраны по звуку, лошади все одной масти, а собаки одной породы (в Першине выпускали по 25 борзых и гончих). Участников было немного (10 –15 человек). Из журнала охоты можно узнать, что 18 января 1910 года охотились 15 человек, было сделано 1580 выстрелов и убито 680 животных. (Жуть, как много. Что они с этими тушками делали?) В Танцевальном зале представлены уникальные парные вазы, изготовленные по распоряжению Николая II на Императорском фарфоровом заводе. На одной вазе портрет Николая II, на другой — Георга V, все знают, что они были похожи. Но я с удивлением прочитала в путеводителе, что сам Николай II считал Георга похожим на своего отца, Александра III. Однако не поняла, почему вдруг. Если Николай и Георг были двоюродными братьями, то Александр и Георг не были родственниками по крови. Вазы собирались отправить в Англию в качестве подарка, но из-за ссоры между царственными особами этого не случилось. Танцевальный зал Экспозиция Картинной галереи посвящена моде. Из письма князя Пюклера-Мускау можно понять, как сложно быть элегантным мужчиной — нужно иметь еженедельно 20 рубашек, 24 носовых платка, 10 видов брюк, 30 шейных платков, дюжину жилетов и носков. О женщинах, пожалуй, лучше и не читать вовсе, не развивать комплексы. С портретов сурово смотрят на всё это модное безобразие Горький и Толстой. Толстой изображён в толстовке, которую, как говорят, он не носил (носили толстовцы). Портрет Толстого в картинной галерее Здесь же рассказывается о знаменитом костюмированном бале 1903 года, проходившем в два этапа. 11 костюмов участников бала хранятся в Эрмитаже, восемь из них имеют отношение к семье Д.Б. Голицына. В 1913 году была выпущена колода карт «Русский стиль» с образами из «Альбома костюмированного бала в Зимнем дворце». Карты "Русский стиль". фото: Дзен-блог "Демидов". В 1870 году по землям Голицыных прошла железная дорога. Хотя доходность Вязём была очень высокой (продавали лес), но Д.Б. Голицын, прямо как посоветовал бы Лопахин, выделил левый участок земли под дачи. (На самом деле идею «Голицынского городка» он взял у английского социалиста-утописта Э. Говарда.) Участки он продавал для постоянного проживания (600 участков примерно по 18 соток), дома строились в стиле модерн. У Голицынского городка есть своя история, в том числе литературная. В экспозиции Кухонного флигеля находятся предметы, связанные с бытом семьи Марины Цветаевой и семьи Тарковских. В Доме творчества (дом А.Ф. Корша) в Голицыне с 1932 по 1990-е годы побывали многие известные писатели, здесь жили Макаренко и возвратившийся из эмиграции Куприн. В 1910 году на деньги князя была построена гимназия, где мальчики и девочки учились совместно. (Так сказано в путеводителе. На стенде написано, что это была гимназия для мальчиков.) В описании распорядка дня меня удивило, что дети не пили чай (о педагогах, пьющих чай: «Боги пьют нектар»), зато каждый день сюда привозили свежее молоко и корзину хлеба из усадьбы. (Вообще, питание было пятикратным.) В Кухонном флигеле небольшая экспозиция «Голицынская гимназия» даёт представление, как всё было организовано. Кстати, школьные дневники со временем почти не менялись, у нас в детстве были такие же. А ещё в Вязёмах была двухлетняя школа, одна из старейших в Подмосковье, поэтому крестьяне умели писать и считать. Как раз в ней было совместное обучение, в 1869 году из 45 учащихся — 14 девочек. Кухонный флигель. Экспозиция "Голицынская гимназия". Князь был женат на Екатерине Владимировне Мусиной-Пушкиной (я заметила, что эти три фамилии – Голицыны, Шереметевы и Мусины-Пушкины с середины XIX века слились в одну большую семью; запутаешься, кто кому приходится, добром бы это по любому не кончилось, но впереди маячила революция). Екатерина Владимировна знаменита тем, что она была первой девицей, сдававшей студенческие экзамены при Московском университете. У них с князем было четверо выживших детей. И экспозиция, посвящённая детству, — это самое милое, что можно увидеть в музее. Детские книги, кукольные домики, конструкторы и настольные игры — это то самое детство, которое хотел бы каждый родитель для своего ребёнка. Проходной зал - детская Князь скончался в 1920 году по пути в Константинополь, а его потомки разбросаны по всему миру. Новое время После национализации усадьбы все ценности были вывезены и распределены по разным музеям. В усадьбе разместились 16 различных организаций, среди которых были школа-интернат для художественно одарённых детей-сирот, аэроклуб, институт коневодства и ещё несколько институтов. В 1941-1943 годах здесь был эвакогоспиталь, о чём рассказывает экспозиция в Кухонном флигеле. Музей-заповедник имени А.С. Пушкина был открыт в 1987 году, и хочется пожелать ему безбедного существования, потому что в таких местах сходится всё — история, литература, быт и искусство. И если есть люди, которым это всё до лампочки, то и они могут просто прийти с детьми и погулять в парке или у реки. Может, хоть дети будут умнее. И грозная Наталья Петровна с того света порадуется и одобрит. Вязёмы, регулярный парк. P.S. или ложечка дёгтя. Чтение отзывов накануне поездки подготовило меня к суровому подмосковному сервису. Мы ехали на экскурсию со своими бутербродами и чаем. И как в воду глядели. «Чайная Арины Родионовны» не работала, а насчёт туалета предупреждают в кассе музея: он платный (20 рублей), лучше сразу взять билет. А бесплатный вы можете не найти ни в Вязёмах, ни в Захарове. Далее наш автор отправился в Захарово, о котором "Ревизор.ru" уже подробно рассказывал .