Картина Гверчино завершает показ "Новых шедевров Пушкинского"

Финальной точкой проекта "Новые шедевры Пушкинского" стал показ картины "Мадонна с младенцем" Джованни Франческо Барбьери, прозванного Гверчино.

Картина Гверчино завершает показ "Новых шедевров Пушкинского"
© Российская Газета

История этой картины вполне могла бы вписаться в авантюрный сюжет "приключений итальянцев в России". Что приятно, со счастливым концом. Не прошло и ста лет, как следы "Мадонны с младенцем", казалось, затерялись, и вот - одна из лучших поздних работ итальянского мастера XVII века вернулась в музейный фонд России.

У этой работы буквально королевский провенанс. В 1811 году ее купила Жозефина, супруга Наполеона, которая к тому времени уже семь лет как носила титул императрицы. Во вкусе ей не откажешь. Чудесная "Мадонна с младенцем" Гверчино, купленная у антиквара Лудовико Вариско, стала одной из жемчужин ее богатой коллекции живописи в ее дворце Мальмезон.

Именно в этом парижском дворце три года спустя Жозефина примет русского императора Александра I, который поведет себя по-рыцарски. В благодарность Жозефина подарила ему камею Гонзага III до н.э. А Александр I приобрел значительную часть ее живописной коллекции в Мальмезоне. Это произойдет год спустя после смерти Жозефины, в 1815-м году. 940 000 французских франков - огромную по тем временам сумму - заплатил Александр I наследникам Жозефины в 1815 году за приобретенные им картины и скульптуры.

Отношениям Наполеона, Жозефины и Александра I Эрмитаж посвятил в 2015 году замечательную выставку, показанную в Амстердаме и приуроченную к 200-летию Венского конгресса. Тогда, в 1815-м, среди полотен, купленных Александром I и прибывших в Эрмитаж, были шедевры Поттера, Метсю, ван дер Верфа, Рембрандта, Клода Лоррена, Луини, Скидоне, Давида Тенирса-младшего, Терборха, Кановы. Но с "Мадонной с младенцем" Гверчино дочь Жозефины Гортензия решится расстаться только в 1820-м году. И надо ли говорить, что предложила она это полотно Александру I?

Стоит добавить, что это был не первый Гверчино в Эрмитаже. И не последний. В собрании Екатерины II в середине XVIII века появился "Св. Иероним в пустыне" - образцовая работа в стиле болонской академии. А в 1841 году Николай I распорядился приобрести на распродаже в Риме картину "Вознесение Марии", написанную около 1623 года. В этой относительно ранней работе Гверчино, напротив, нет, кажется, ни намека на болонскую академию, зато очевидны мощь и экспрессия, как на полотнах Караваджо. На фоне этих работ "Мадонна с младенцем" выглядит мягче, нежнее. Она похожа на алтарный образ.

Как бы то ни было, в 1862 году уже Александр II передал "Мадонну с младенцем" Гверчини в коллекцию картин Румянцевского музея, в Москву. В 1924 году живопись из Румянцевского музея отправили в Музей изящных искусств, уже потерявший имя Александра III, но еще не получивший имя Пушкина. По идее работа Гверчини должна была оказаться там же. Но ее отправили в центральное хранилище Государственного музейного фонда, а оттуда - в внешторговский "Антиквариат", печально известный музейными распродажами.

Казалось, судьба ее была решена. Тем не менее картина не покинула пределы страны, но перекочевала в частную коллекцию. В 1980-х ее приобрел Илья Глазунов. Из его коллекции она и поступила в ГМИИ им. А.С. Пушкина - уже от дочери художника Веры. И вот до 14 сентября "Мадонна с младенцем" Гверчино солирует в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Это работа, которой жанр "выставки одной картины" впору. С возвращением в музейный фонд страны!