Директор донецкого зоопарка рассказал "РГ", как спасает животных в зверинце
С 2014 года, когда на Донбасс пришла война, из Донецкого зоопарка на фронт ушли 20 сотрудников. 20 мужчин. 18 - погибли.
Домой вернулись двое. Вот зоотехник Александр Семенчук, в его глазах тень того дня, когда снаряд убил двух его дочерей. Вот Геннадий Кряжев - директор. В теле сидят четыре пули. Оставшиеся работники сражаются за жизни своих подопечных животных, за каждого раненого барсука и исхудавшего оленя.
Осенью 2022-го вся страна, сжав сердце, в том числе и автор этих строк, помогала Мариупольскому зоопарку. Наши читатели тоже жертвовали деньги, покупали новых животных взамен погибших.
А сейчас мы в главном зоопарке ДНР. У него даже названия нет. Кто-то называет его просто донецким, и в этой простоте есть что-то щемящее. Находится он в селе Придорожное, 20 километров от Донецка.
Директор зоопарка в поле - сено заготавливать нужно. Вместо него экскурсию по территории проводит главный зоотехник Александр.
- На СВО ушли не только те, кто с животными напрямую работал. Пятеро - это были зоологи, смотрители. Те, кто каждого попугая по имени знал, кто к хищникам заходил без страха. А остальные... Они с нашего подсобного хозяйства. Трактористы, комбайнеры - они землю пахали, урожай растили, продавали и на эти деньги потом кормили животных, - вздыхает он.
Сервал по кличке Мурчик лежит в углу, свернувшись калачиком. Вот волки, влюбленная пара, они ходят по вольеру вдвоем. Бурый мишка Потапыч - здешний любимец. У входа ослики. Над ними сначала посмеивались, а они оказались незаменимыми на передовой - умные, социальные, преданные. Чуют опасность, своего от чужого отличают. Грузы таскают, где никакая техника не пройдет. Вот этот серый ослик с крестом на спине - порода "крестовый". По легенде, именно на таком Иисус въехал в Иерусалим, и с тех пор у них эта отметина.
Зоотехник Саша мало говорит о погибших сотрудниках. Что тут скажешь. Признался, что был батюшкой в деревне Еленовка, это рядом с Донецком. Служил, детей крестил. У самого трое было. А потом война - и прямо в храм снарядом попало. Старшая дочь, Юля, во дворике была, ей бы 25 исполнилось, и младшая, Оля, ей и года не было - погибли перед храмом. Он их сам из-под камней доставал. А жена его после этого так в себя и не пришла, ее в психиатрическую больницу пришлось отдать.
И вот теперь он здесь, с животными. Молча кормит, чистит вольеры, смотрит в глаза зверей, которые, кажется, все понимают без слов. А его спрашивают: как священник мог на войну пойти?
- После того как у тебя на глазах умирают твои дети, ты перестаешь искать ответы в священных писаниях. "Подставь щеку"... А если уже нечего подставлять? Если все, что ты любил, уже разорвано в клочья? - отвечает он.
На наших глазах привозят раненых щенков из зоны боевых действий. Со всего Донбасса. Еще с передовой привезли 80 котов и кошек. Везут в коробках, завернутых в старые одеяла, трясущихся, напуганных, с осколками в шерсти и ожогами на боках. Они не понимают, почему земля грохочет и небо полыхает, но инстинктивно жмутся к людям, которые стали последней надеждой.
Проходим перед попугаями и черепахами. А это - Колодец желаний в виде фонтана, чтобы бросить монетку. На удачу. Райский уголок. Но рай этот - с ранами. Сюда с 2014 года прилетали "Грады", много было побито снарядами. Александр проводит рукой по шершавой, обгоревшей железной боеголовке. Она вросла в землю здесь вместо урны.
- Вот смотри. Спрашивала, прилетало ли в зоопарк... Я не просто так эту боеголовку урной сделал. Это снаряд "Точка-У" - убойная сила, должен был убивать. Даже серийный номер оставил - февраль 1975 года выпуска. Должен был детей калечить, зверей пугать, а теперь в него ребятишки обертки от конфет кидают.
Сегодня в донецком зоопарке из 27 сотрудников осталось 7 человек - вот и весь штат. 20 уехали из этого райского уголка с его Колодцем желаний, и 18 из них растворились в огне и свинце где-то под Авдеевкой и Курахово. Двое уволились. И каждый новый обожженный щенок с фронтов Марьинки или Угледара в течение этих 11 лет с 2014-го по 2025-й - это не просто борьба за выживание зоопарка.
...Тигры, львы, обезьяны, пони, верблюды - сотни зверей и птиц живут на территории в пять гектаров, а кормить их нужно два-три раза в день. В день животные съедают 600 кг мяса и рыбы. 400 кг фруктов и овощей. 1300 кг соломы, зерна, комбикорма. Это больше 100 тысяч рублей в день. Зоопарк работает каждый день без выходных. Цена детского билета - 250 рублей, взрослого - 500. Зоопарк остается на самоокупаемости, и чтобы тянуть все это, ему нужны сельскохозяйственные гранты и господдержка.
Здесь и свое огромное подсобное хозяйство: коровы, свиньи, лошади, фермы. Но в этом году неурожай. Министерство сельского хозяйства ДНР обещало помочь.
Тысячи голубей взмывают в поднебесье одним живым облаком. Это зримое воплощение страсти и любви директора. Голубь садится ему на руку. Все здесь держится на огне его энтузиазма. Оставшиеся сотрудники, заряжаясь этой верой, не теряют надежду. Директор идет им навстречу. Геннадий строил этот зоопарк 30 лет назад, все своими руками. Вот он проводит операцию по спасению бельчонка - из шприца заливает в рот лекарство. Садится на скамью, снимает потрепанную кепку, проводит рукой по лицу. Голос усталый.
- Видите, небо пустое? Ни тучки. Раньше такого не было. 45 лет работаю в полях на Донбассе - никогда засухи такой не видел. А теперь из-за войны истребители гудят день и ночь - тучи разгоняют... Я предприниматель. С трех предприятий налоги плачу. Но вот сеял 800 гектар пшеницы - ничего не уродилось. Кукуруза, овес, ячмень, подсолнечник: все в земле засохло. Миллионные долги за семена и удобрения. А животных везут и везут из-под обстрелов Часов Яра, Угледара, брошенных, раненых. Если честно, тяжело.
- Я помню каждого своего погибшего сотрудника, - директор поворачивается к вольерам, где когда-то работали те, о ком теперь осталась только память. Их уже не вернешь. 18 человек. Механизаторы, знавшие каждую борозду на этих полях. Ветеринары, понимавшие любое животное без слов. Водители, возившие корма под обстрелами. Директор тоже воевал. В 2014 году. "Пуля вошла здесь, проводит пальцем по телу, а вышла здесь". И на Майдан в Киев ездил стоять за Донбасс.
- В меня четыре раза стреляли, - вспоминает он. - Выбили зубы. Забирали комбайны. Со стороны Украины обстрелами пытались уничтожить зоопарк. Как я рад, что Донбасс теперь часть России! Только бы нам помогли. Надеемся найти сельхозгранты и господдержку.
Здесь его называют КГБ, как позывной. Потому что - Кряжев Геннадий Борисович. Он награжден медалью, но никогда ее не надевает. Директор смотрит на флаг России - неброский, потрепанный ветром. Выпускает стаю в небо. Тысячи голубей шумно взмывают над зоопарком. Это живое облако плывет над вольерами, над памятью о тех восемнадцати работниках зоопарка, которые не вернулись.