С корейского архипелага Токто пропал национальный символ - собака, изгоняющая духов

В Южной Корее разгорелся скандал, когда выяснилось, что с расположенного в Восточном (Японском) море крошечного архипелага Токто пропал национальный символ - собака породы сапсальгэ. Шумиха обусловлена в том числе и тем, что на Токто претендует Япония, а потому наличие на архипелаге всевозможных своих символов крайне важно для корейцев. Расположенный там гарнизон полицейских обвиняют в халатности, упрекая, что стражи не развернули вовремя поисковые работы.

С корейского архипелага Токто пропал национальный символ - собака, изгоняющая духов
© Российская Газета

Почему не было поисково-спасательной операции?

Скандал разгорелся после того, как случайно выяснилось, что признанная национальным природным памятником собака сапсальгэ исчезла с архипелага. По данным фонда "Корейская ассоциация сапсальгэ", речь идет о псе по кличке Сольгук, который в конце августа пропал без следа. В июне на остров были направлены две собаки - Сольгук и Ынчжу, и исчезла первая, вторая же осталась.

По версии полиции, собака могла упасть в море, однако полноценные поиски проведены не были. Уплыть на материк пес не мог, так как до ближайшей суши - острова Уллындо - около 90 км, а до материка - более 200 км.

О пропаже фонд, ответственный за содержание животных, был уведомлен лишь спустя время, когда предпринять какие-либо действия уже оказалось сложно. Более того, отмечается, что смена караула полиции и передача собак новым смотрителям постоянно сопровождаются стрессом для животных - проблема, на которую раньше не обращали внимания.

Жители и эксперты указывают, что речь идет не просто о пропаже животного, а о халатности в отношении национального символа. Токто - это не только охраняемый природный объект, но и важный элемент территориальной идентичности Южной Кореи. То, что пропажу сапсальгэ восприняли почти как рядовое событие, многие расценивают как демонстрацию небрежности в управлении стратегическим символом.

"Если мы не можем должным образом позаботиться даже о сапсальгэ на Токто, какой сигнал мы посылаем миру в условиях постоянных претензий Японии?" - комментируют эксперты.

Служба псов по ротации на удаленном архипелаге

"Сапсальгэ" - редкая корейская порода, официально охраняемая государством. Считается, что собаки этой породы "отгоняют злых духов" и символизируют защиту.

Внешне это особи среднего размера с крепким телосложением и длинной густой шерстью, которая закрывает даже глаза и лапы, придавая собаке слегка неопрятный, "лохматый" вид. Чаще всего окрас бывает серым, черным или коричневым. Внешне она чем-то напоминает овчарку с длинной шерстью или тибетского терьера, но это автохтонная корейская порода, известная своей преданностью и спокойным характером.

С 1980-х годов несколько сапсальгэ несут службу на Токто, осуществляя "службу по ротации", подобно полицейскому гарнизону, охраняющему остров. Каждое поколение охраняющих остров "сапсальгэ" сменяется новым. Так, до июня 2025 года на Токто жили собаки 10-го поколения - Ури и Нара (в переводе "Наша" и "Страна"), а затем их заменили псы 11-го поколения - Сольгук и Ынчжу ("Снежная страна" и "Серебряная жемчужина"). Этот порядок стал традицией и символизирует преемственность "стражей острова", превращаясь не только в туристическую достопримечательность, но и в символ национальной гордости и суверенитета. В условиях, когда Япония продолжает оспаривать принадлежность островов, любая деталь, связанная с их образом, имеет политический подтекст.