Ноль промилле: как в России борются с самым страшным нарушением ПДД
11 сентября в России отмечают День трезвости. Впервые столь нетривиальный повод для праздника появился еще в 1911 году, когда в Санкт-Петербурге под лозунгом "В трезвости счастье народа" прошло гулянье. Двумя годами позже, в 1913-м, 11 сентября официально объявили праздником, поддержанным православной церковью. Священнослужители вместе с интеллигенцией стремились донести до широких масс ценности здорового, свободного от алкоголя образа жизни.
В частности, одним из ключевых нарративов, как сказали бы сегодня, было стремление убедить людей, что трезвость - естественное состояние для нормального ежедневного бытия, а все остальное - от лукавого. Проще говоря, уже тогда, в самом начале XX века, было четкое осознание: алкоголь - зло и, как и с любым злом, с алкоголем и алкогольной зависимостью надо бороться всем миром и всеми возможными методами.
С тех пор прошло более 100 лет, отгремели революции и войны, дважды пережила Россия сильнейшие из возможных перемен, но поставленный еще в 1911 году вопрос так и остался нерешенным: побороть тягу к спиртному, распространенную в самых разных социальных кругах, до сих пор не удалось. Более того, XX век подарил человечеству автомобиль - мы получили возможность далеко и комфортно путешествовать, легче и удобнее решать ежедневные задачи, возить грузы и самостоятельно реализовывать планы, о которых наши предки не могли и мечтать. Казалось бы, именно машина должна была стать тем самым поворотным пунктом, окончательно закрывающим вопрос алкоголизма. Ну кто променяет свободу и возможности на рюмку? Однако слишком многие начали садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения.
А ведь автомобиль и алкоголь несовместимы - никак и никогда. Замедление реакции, рассеянное внимание, сонливость или, наоборот, агрессия, склонность к необдуманным и необоснованным решениям - самый малый и скромный перечень последствий распития алкогольных напитков. В тандеме с "баранкой" эти факторы приводят к фатальным последствиям. В таком состоянии управление транспортным средством повышенной опасности, которым является любой автомобиль, - билет в один конец. Причем не только для пьяного водителя, но и для пассажиров, а также для всех окружающих нарушителя участников дорожного движения. Управлять автомобилем под воздействием алкоголя запрещено, а нарушение этого правила ведет к самым серьезным наказаниям, вплоть до лишения свободы.
За пьянку и последующую поездку за рулем можно угодить в тюрьму. Впервые уличенный в управлении автомобилем в состоянии алкогольного опьянения водитель получает штраф в 45 000 рублей и лишается возможности садиться за руль на срок от полутора до двух лет. Кстати, передать управление машиной товарищу, находящемуся в столь же "расширенном" сознании, означает получить ту же санкцию.
Если же водителя остановили пьяным во второй раз, то это уже не административное, а уголовное правонарушение по ст. 264.1 УК РФ. Наказание за него включает штраф в размере от 200 000 до 300 000 рублей, обязательные работы до 480 часов, принудительные работы на срок до двух лет или лишение свободы на срок до двух лет с возможностью условного срока. Также нарушителя могут лишить права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Если же человек уже имел судимость за подобные нарушения, наказание будет еще строже: штраф от 300 000 до 500 000 рублей, а также исправительные работы, ограничение свободы или лишение свободы на срок до трех лет с аналогичными ограничениями по должностям и видам деятельности.
Жестко? Видимо, недостаточно: только в Подмосковье в 2025 году произошло 93 аварии с участием пьяных водителей и пресечено 6 247 нарушений, связанных с управлением ТС в состоянии алкогольного опьянения. За 6 месяцев 2025 года почти каждое десятое ДТП (9,4%) произошло с участием водителей в состоянии опьянения либо отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. При этом погибшие в данных происшествиях составили почти пятую часть (18,9%) от общего числа погибших на дорогах страны.
Впрочем, есть и хорошие новости. Активная и бескомпромиссная борьба с пьянством за рулем на российских дорогах ведется давно и самым развернутым фронтом. Применяются все без исключения законные методы не только по поиску и локализации нарушителей, но и по снижению их числа. В первую очередь это контроль и безотлагательное наказание. Весьма суровое, как уже сказано выше. Но гораздо важнее не только остановить нарушителя, но и предупредить само нарушение. Поэтому огромные силы вкладывают в пропаганду трезвого вождения, осознанного отказа от алкоголя при наличии перспективы сесть за руль.
Примеры подобных акций прошли летом в подмосковном Одинцове, где второй год подряд проводят совместно с Минтрансом Московской области, Госавтоинспекцией и администрацией Одинцовского округа масштабную акцию по предотвращению пьяного вождения. Водителям бесплатно раздали 300 специализированных наборов для самоконтроля трезвости перед поездкой. В комплект входят информационные материалы о рисках вождения в нетрезвом виде, таблица времени выведения алкоголя из организма, три одноразовые индикаторные трубки Шинкаренко - Мохова, позволяющие самостоятельно и быстро определить наличие паров алкоголя в выдыхаемом воздухе.
В Дубне автоинспекторы и медицинские работники еще весной провели профилактическую кампанию "Пьяные очки". Его участники с помощью специального прибора с линзами на собственном опыте почувствовали влияние алкоголя на водителя и его возможность управления автомобилем.
Сегодня в рамках празднования Всероссийского дня трезвости водителям подмосковного Реутова напомнили о последствиях вождения в нетрезвом виде и раздали наборы для самоконтроля.
"Более 8 лет мы помогаем повышать безопасность на дорогах Подмосковья. Безусловно, система фотовидеофиксации нарушений - один из самых действенных инструментов снижения дорожной аварийности и смертности. Но вместе с тем профилактическая работа и пропаганда безопасного вождения позитивно влияет на поведенческую модель водителей. Мы изготовили 1 500 наборов для контроля трезвости для региона, чтобы водители могли сделать ответственный выбор - сесть за руль, только будучи уверенным в своей полной трезвости", - отметил заместитель генерального директора ГК "Урбантех" Александр Домбровский.
И такой подход дает результат: количество ДТП с пьяными водителями в 2025 году снизилось в целом по России на 11,9% (5 279), число погибших в них уменьшилось на 31% (1 094), раненых - на 9,9% (6 964). За последние восемь лет количество ДТП с участием пьяных сократилось на 35%.
"Мы видим, как ситуация с нетрезвым вождением в Подмосковье меняется в лучшую сторону: за семь месяцев число таких ДТП сократилось почти на 26%, а число погибших в них - более чем на 70%. И это происходит за счет комплекса мер: рейдов и профилактических мероприятий. Но, несмотря на положительную динамику, каждая авария с участием пьяного водителя остается недопустимой. Нетрезвое вождение - это преступление против себя и окружающих. И пока такие факты есть, работа по их предотвращению будет одним из наших приоритетов", - отметила Евгения Каретникова, заместитель министра транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.