Как фрески XIII века спасают в Нузальской часовне в Северной Осетии?

В Нузальской часовне в Северной Осетии спасают уникальные настенные фрески. Древнейшую православную святыню России построили в XIII-XIV веках. Она является объектом культурного наследия федерального значения. За работой реставраторов наблюдал корреспондент «МИР 24 Чермен Улубиев.

Паломники из Подмосковья Дмитрий и Наталья проехали две тысячи километров ради небольшой церкви в Северной Осетии. Давно хотели сюда попасть.

«Чувствуется, что это древнее место, и оно дышит стариной. И вот эти краски, хорошо сохранившиеся, это очень много значит. И молитвенную атмосферу это тоже определенную создает. И когда пели, мне показалось, хорошая акустика. Настраивает атмосфера вот этого храма и его архитектура на молитву, поделилась паломница Наталья Илларионова.

Большая часть фресок Нузальской часовни хорошо сохранилась. Узнаваемы лики Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи. Более чем за семь веков не утеряны образы архангелов Гавриила и Михаила, святых Георгия и Евстафия. Исследователи обнаружили автограф: средневековым иконописцем оказался Вола Тлиаг.

Нузал называют царским селом. Историки считают его родовым селением последнего аланского царя Ос-Багатара. Здесь же находилась резиденция правителя. А Нузальская церковь могла быть местом его захоронения. Часовню с аланским правителем связывают и из-за останков крупного мужчины. Их внутри храма в прошлом веке обнаружили археологи. Считается, что Ос-Багатар сплотил предков осетин после катастрофы монгольского нашествия.

«Небольшая постройка. Некоторые склепы в других частях Северного Кавказа и то выглядят намного презентабельнее. Но, когда заходят сюда, этот стиль осетинский, достижения архитектуры в соединении с живописью византийской создают это напряжение. И тогда люди бывают просто обезоружены. Они сразу понимают, в чем ценность.

Реставратор высшей категории Ольга Соколова напоминает хирурга. Главный принцип, как и в медицине, не навреди. Нужно передать потомкам то, что дошло до нас сквозь века.

«В реставрации основной принцип это сохранение подлинных материалов, касающихся кладки, камня, штукатурки, а также красочного слоя, завершающего этапа этого художественного исполнения.

Задача реставратора сделать «бортовку, то есть укрепить края фресок. Это позволит избежать дальнейшего отслоения изображений от каменных стен.

«Бортовочная отделка идет по краю красочного слоя и живописи штукатурки. Она делается под наклоном, чтобы сохранить и прижать живопись к основанию. За счет бортовки фреска закрепляется и не двигается, пояснила Ольга Соколова.

Нузальская часовня популярна у туристов. Ежедневно ее посещают сотни человек. Постоянные сквозняки и физическое воздействие отрицательно сказываются на состоянии фресок. Поэтому сохранные работы в храме планируют проводить каждые шесть-семь лет.

Консервация фресок в часовне проводится по поручению главы Северной Осетии Сергея Меняйло.