До конца года на Дальнем Востоке поднимут пять затонувших судов
Власти до конца 2025 года поднимут еще пять затонувших судов на Дальнем Востоке в рамках федерального проекта "Генеральная уборка". Сейчас такие суда опасны не только для людей, но и токсичны для местных экосистем.
Вопрос о поднятии из акваторий затонувших судов поднял председатель правительства Михаил Мишустин в ходе поездки в Магадан в августе 2020 года. Тогда разные эксперты отметили, что речь идет примерно о 260 затонувших на Дальнем Востоке судах, в Минприроды называли 545. Такая ситуация сложилась в том числе из-за того, что законом владельцам позволялось затоплять свой транспорт. В феврале 2021 года вице-премьер Виктория Абрамченко объявила о начале "генеральной уборки" в акваториях страны. Подъем и утилизацию затонувших судов начали с Магаданской области. Одновременно с этим власти начали разрабатывать закон, запрещающий затоплять суда, а также обязывающий собственников их поднимать. В 2022 году закон вступил в силу.
На следующий год Минтранс провел инвентаризацию, и, как отметили в министерстве в разговоре с "РГ", нашел в акватории страны 571 затонувшее судно.
"Самое большое количество затонувших судов находится в ДФО (Дальневосточном федеральном округе - ред.). В основном все суда затонули более 5 лет назад", - отметили в министерстве.
Как рассказали "РГ" в Минприроды, с 2022 по 2024 год удалено 213 объектов затонувшего имущества в шести регионах Дальнего Востока. "До конца 2025 года будут проведены работы по удалению 5 объектов затонувшего имущества", - добавили в министерстве.
Вице-премьер Юрий Трутнев отмечал, что такие суда создают опасность не только для навигации, но и ухудшают экологию, увеличивая техногенную нагрузку на окружающую среду, а также влияют на внешний вид бухты.
Всего с 2025 по 2030 год планируется поднять и утилизировать более ста затонувших судов в шести регионах Дальнего Востока
Большую опасность может представлять краска, которой окрашены корпуса судов, ведь в ее составе могут быть сурьма, свинец, ртуть и другие опасные химические вещества, рассказал директор Единого научного центра Минприроды России ФГБУ ВНИИ "Экология" Александр Закондырин.
"Разлагающееся железо также может вредить экологии морских акваторий. Важно и то, что на борту затонувшего судна могут быть емкости с различными химическими веществами. Нефтепродукты могут находиться в различных частях кораблей в большом количестве. Кроме того, затонувшие корабли могут создавать препятствия судоходству, поэтому системная работа правительства по ликвидации затонувших кораблей очень важна", - отметил Закондырин.
Мы уже сталкиваемся с последствиями: сокращается численность рыбных ресурсов, деградируют экосистемы прибрежных зон, страдает туристическая и рекреационная привлекательность региона, говорит завкафедрой политической экономии и истории экономической науки РЭУ им. Г.В. Плеханова Светлана Мудрова.
"Фактически мы имеем дело с медленно развивающейся экологической катастрофой, которая без решительных действий может приобрести необратимый характер. Подъем и утилизация затонувших судов - не просто техническая мера, а стратегическая необходимость. Это вопрос сохранения биологического разнообразия и национальной безопасности", - отметила она.
Утилизация затонувших судов на Дальнем Востоке, так же как и на Волге, - это хороший бизнес из-за количества затонувших судов и высокой доступности объектов, говорит директор S+Консалтинг Эдуард Лысенкер.
"В некоторых случаях поднятые суда идут не на металлолом, а используются как исторический артефакт, пополняя музеи и коллекции", - отметил он.
В России деятельностью по подъему судов занимается несколько организаций, пять из них - достаточно крупные компании, говорит Лысенкер.
"Как правило, подъем судов является попутным бизнесом для основной деятельности - например, рыболовной, батиметрической съемки или гидрографических изысканий. Подъем судов требует использования специализированного оборудования, в том числе робототехники, это капиталоемкий и "нишевый" вид деятельности", - рассказал он.
По словам Лысенкера, за рубежом бизнес более развит, особенно в странах с длинной береговой линией, - в США, Швеции.
"Организация работ может стоить до нескольких миллиардов рублей для крупных объектов, таких как танкеры с нефтепродуктами", - отметил эксперт.
Закондырин добавил, что всего с 2025 по 2030 год планируется поднять и утилизировать более ста затонувших судов в шести регионах Дальнего Востока.