Новая выставка в МУАРе: как слон оказался на рельефе древнего собора XIII века

Государственный музей архитектуры вместе с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником представляют выставку, посвященную Георгиевскому собору в Юрьеве-Польском. Этот последний белокаменный храм XIII века, построенный до татаро-монгольского нашествия, послужил образцом первого Успенского собора в Москве.

Новая выставка в МУАРе: как слон оказался на рельефе древнего собора XIII века
© Российская Газета

На афише проекта - фото рельефа слона, вырезанного в белом камне. Это единственное изображение слона в древнерусском искусстве. Почему слон оказался персонажем рельефа - лишь одна из загадок храма, которые ученые пытаются разгадать не одно столетие. Его скульптурный декор - собрание символов, воплощенных в камне.

Георгиевский собор в 1230-е годы возвел в Юрьеве-Польском князь Святослав Всеволодович, внук Всеволода Большое Гнездо. Причем, как сообщает летописец, "сам бе мастер". Иначе говоря, князь сам участвовал в строительстве как зодчий. Украшенный белокаменной резьбой, "резным камением от подошвы до верху", храм стал шедевром Владимиро-Суздальского зодчества. Но судьба к нему не очень благоволила. Через двести лет, в середине ХV века собор обрушился, причины его разрушения до сих пор неизвестны (называют даже землетрясение). Но, скорее всего, повлияли грунтовые воды - они и сейчас продолжают точить белый камень.

В 1471 году князь Иван III повелел воссоздать храм и поручил это мастеру Василию Ермолину, которого называют первым русским реставратором. Трудно судить о качестве реставрации того времени. Мастер работал без рисунков и чертежей. Работа, судя по всему, складывалась непросто. Восстанавливали собор из того, что уцелело. Обломки каменных рельефов находили спустя многие годы во время раскопок. Резные каменные блоки с разнообразными сюжетами на фасадах оказались перепутаны, превратившись в головоломку для поколений историков. В первозданном виде сохранились лишь нижние части стен и часть северного фасада. Собор получился приземистым крепышом с большим луковичным куполом и явно обновленными пропорциями. Некоторые считают, что храм стал образцом для архитекторов неорусского стиля и обнаруживают отсылки к нему в творчестве Щусева.

И все-таки каким был древний облик Георгиевского собора? В каком порядке размещались рельефы на его фасадах и что означали? На выставке можно видеть сборный макет собора с несколькими вариантами его верхней части. Передвигая их, можно попытаться "сложить" и представить свой вариант первоначального вида собора.

Выставка расположилась на двух этажах флигеля "Руина" в Музее архитектуры. Первый раздел посвящен загадкам белокаменной резьбы, покрывавшей фасады сплошным ковром. Древние "резные камения" впервые покинули Юрьев-Польский музей. В экспозиции - более 40 оригинальных каменных рельефов ХIII века из собрания Юрьев-Польского музея, в том числе - главная святыня собора - "Святославов Крест". Это белокаменное распятие раньше находилось в одной из закомар, а затем в интерьере храма. Предполагают, что Крест был создан по заказу самого князя Святослава Всеволодовича. Здесь же можно видеть группу белокаменных блоков с библейскими сюжетами и ликами святых, а также рельефы с изображениями диковинных зверей и птиц… Среди них можно узнать в причудливых орнаментах львов, орлов, античных кентавров.

Слон, что на афише, на выставку не попал - ему посчастливилось уцелеть на северном фасаде собора, где он до сих пор пребывает. Правда, отыскать его не так-то просто. Кто отыщет, тому - удача и счастье! Такое бытует поверье. Слон, прямо скажем, своеобразный. У него длинные уши и тонкие ноги с большими когтями. Похоже, древний мастер вряд ли видел его живьем. Считают, что первый слон на Руси появился при Иване Грозном - его прислал в качестве посольского дара персидский шах. Заложенная им традиция передачи экзотических животных в качестве дипломатического жеста жива до сих пор. Не так давно президент Лаоса подарил президенту России двух слонов с пожеланием устроить их в зоопарк Санкт-Петербурга.

Второй раздел выставки посвящен реставрации Юрьевского собора. Тут и проекты реконструкций, и архитектурная графика, и фотографии храма и раскопок. В том числе из личных архивов исследователей.

Одним из первых исследователей собора в начале ХХ века был архитектор и археолог Константин Романов. Именно он установил, что разрозненные белокаменные рельефы изначально были объединены в многофигурные сюжетные композиции. Следующий этап исследований связан с именем легендарного архитектора-реставратора Петра Барановского. Он выдвинул "календарную" гипотезу трактовки рельефов, предположив, что сюжеты располагались на фасадах в соответствии с церковным календарем. Старший коллега Барановского архитектор Дмитрий Сухов первым создал графический вариант художественной реконструкции первоначального облика Георгиевского собора.

Сейчас собор нуждается в реставрации. И одна из задач выставки - привлечь внимание к этой проблеме. Недавно собор передали на баланс Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Это дарит надежду на будущее.

Цитата

Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева:

- Георгиевский собор в Юрьеве-Польском - один из самых загадочных храмов русского Средневековья. За несколько столетий его существования вокруг собора сформировался и круг легенд, и корпус исследований. На выставке мы впервые представляем на основе подлинных документов историю изучения, попытки интерпретаций и реконструкций его уникального резного убранства, а также подлинные образы белокаменной резьбы.