Почему русские не ходили в туалет без молитвы
На протяжении веков жизнь на Руси была неразрывно связана с религиозными и духовными традициями. Каждое действие, порой даже самое обыденное, имело глубокий символический смысл. Это касалось и таких, казалось бы, далеких от религии вещей, как посещение туалета.
Первые туалеты на Руси
В древности население Руси жило в довольно свободных условиях, где дома находились на значительном расстоянии друг от друга. Для оправления естественных потребностей отводились специальные места, называемые «отхожими». Они находились на некотором удалении от жилья (то есть к ним надо было отойти), чтобы сохранить чистоту и предотвратить загрязнение территории. Эти места периодически чистили, а отходы закапывали в землю.
Позже, с развитием деревянного зодчества, рядом с домами начали строить отдельные деревянные сооружения – прообраз современных сельских туалетов. Они обеспечивали уединение и защищали от погодных условий. Однако, несмотря на удобство, эти места считались «нечистыми» с точки зрения духовной чистоты.
Религиозные корни
На Руси духовная и телесная чистота воспринимались как единое целое. Это убеждение было основано на христианских догматах и традициях, которые проникли в повседневную жизнь. В «Домострое», памятнике русской литературы XVI века, уделяется большое внимание вопросам чистоты и гигиены. Там подчеркивается, что человек должен заботиться не только о внешнем порядке, но и о внутренней чистоте души.
Московский протоиерей Георгий Крылов в своей работе «Понятие “скверна” (“погань”) в Средневековой Руси и в современном старообрядчестве» отмечает, что любое загрязнение тела воспринималось как осквернение души. Посещение туалета, как и бани, считалось актом, после которого требовалось духовное и физическое очищение. Люди верили, что в местах, связанных с нечистотами, обитают злые духи, способные навредить человеку.
Молитва перед туалетом
Традиция молиться перед посещением туалета была связана с ветхозаветными предписаниями, которые оказали влияние на христианскую культуру. В Древней Иудее существовала практика обращения к ангелам-хранителям перед тем, как справить нужду. Считалось, что ангелы не должны присутствовать в местах скверны. После завершения процесса произносилась благодарственная молитва «Ашер яцар», в которой человек благодарил Бога за здоровье и способность исполнять естественные функции организма.
На Руси подобные обычаи также нашли свое отражение. Перед посещением туалета или после него люди могли произносить короткую молитву, чтобы очистить душу от возможного осквернения. Это подчеркивало важность духовной чистоты даже в таких повседневных делах.
На Руси существовало четкое понимание того, что телесная чистота напрямую связана с чистотой духовной. Кирик Новгородец, автор религиозного памятника XII века «Вопрошание Кириково», подчеркивал, что любое действие человека может быть оценено с нравственной точки зрения. Соблюдение правил гигиены рассматривалось как часть духовной борьбы со злом.
Баня, как и туалет, считалась местом, где человек соприкасался с нечистотой. Однако баня также была местом очищения, поэтому после нее люди чувствовали себя обновленными как физически, так и духовно. Туалет же требовал дополнительных мер очищения, таких как молитва и омовение.
Правила поведения
Согласно религиозным и культурным нормам, существовали строгие правила поведения в местах, связанных с естественными потребностями. Даже в уединении человек не должен был обнажаться больше, чем это необходимо. Это правило подчеркивало уважение к собственному телу и скромность.
В туалете запрещалось думать о Боге, молиться или размышлять о высоких материях. Это место считалось неподходящим для духовных размышлений, что подчеркивало его статус «нечистого».
В ходе оправления естественных надобностей люди старались не запачкать одежду и обязательно мыли руки после посещения туалета. Это правило имело не только религиозное, но и гигиеническое значение. Вернувшись же домой, человек мог умыться или даже облиться ключевой водой, чтобы окончательно очиститься от «скверны».