Почему Государственный меч Российской империи на самом деле польский

Когда речь заходит о регалиях Российской империи, в первую очередь вспоминаются корона, скипетр и держава. Однако среди символов императорской власти был и другой, менее известный, но не менее значимый предмет – Государственный меч.

Почему Государственный меч Российской империи на самом деле польский
© Русская семерка

История появления меча

Еще в 1719 году Петр I, готовясь к коронации своей супруги Екатерины Алексеевны, включил меч в список «Государству принадлежащих вещей». Однако тогда он так и остался лишь элементом символики, заимствованным у западных монархий, а как полноценный атрибут власти не применялся. Его роль закрепилась позже, при коронации Елизаветы, в 1742 году. Именно тогда генерал-аншеф Семен Нарышкин вынес его в Грановитую палату, держа острием вверх, что символизировало мощь и величие государства.

Особенности меча

Как следует из документов, Государственный меч представляет собой настоящее произведение оружейного искусства. Его клинок, длиной 97,82 см, изготовлен из дамасской стали, что само по себе свидетельствует о высоком мастерстве кузнеца. В «Переписной книге Оружейной палаты» 1687 года меч описывается как «полоса стальная польская в три дола». Это указание на Польшу породило дискуссии о происхождении оружия.

На клинке выгравированы государственные символы России: двуглавый орел с короной, терзающий змея, и грифон, держащий меч. Однако сам клинок, судя по описанию, был создан за пределами страны. Существует несколько версий, как этот клинок мог попасть в Россию. Дело в том, что в то время польские оружейники славились своим мастерством, и в XVII веке некоторые из них работали на московских князей и царей.

Также клинок мог быть захвачен в ходе одного из военных походов на территорию Речи Посполитой. В XVII веке Россия неоднократно вела войны с Польшей, и богатые трофеи нередко становились частью царской казны.

Не исключен и вариант с покупкой клинка у польского купца. В те времена оружие часто приобреталось у иностранных торговцев, особенно если оно отличалось высоким качеством.

Клеймо на клинке – два полукруга – также указывает на генуэзского мастера Андреа Феррара, чьи работы были популярны в Европе. Однако в Речи Посполитой и других странах существовали мастера, подражавшие его стилю, что делает происхождение меча еще более запутанным.

Доработка меча

Хотя клинок, вероятно, был изготовлен за пределами России, его рукоять и ножны точно созданы московскими мастерами. В частности, историки предполагают, что к работе над мечом мог быть причастен Григорий Вяткин, оружейник Оружейной палаты, умерший в 1688 году. Это подтверждает, что меч был доработан в России и адаптирован для использования в качестве государственной регалии.

Одним из самых интересных фактов является версия о том, что этот меч мог использоваться еще при дворе Лжедмитрия I. Самозванец, стремясь подражать западным монархам, ввел чин «великого мечника» и использовал церемониальный меч в своих придворных ритуалах. Если это действительно так, то клинок имеет еще более долгую историю.