Сотый сезон Театра Ермоловой откроется спектаклем «Чуковский» с Данилой Козловским в главной роли
При жизни Корнея Чуковского его детские произведения объявлялись идеологически опасными, с «чуковщиной» боролись, а «Бибигона», последнюю его сказку в стихах и прозе, и вовсе запретили печатать. Создатели премьеры в Театре Ермоловой попытались передать глубину внутреннего конфликта великого детского автора.
На пресс-показе журналисты увидели лишь несколько фрагментов из первого действия. В течение 20 минут интонация спектакля проходит путь от балаганного веселья до пронзительной, трагической исповеди.
«Добрый дедушка Корней» в исполнении Данилы Козловского — то улыбающийся сказочник Чуковский, то надломленный старик, переводчик Корнейчуков. Судьба актера удивительным образом перекликается с биографией Чуковского — недавно его самого пытались запретить.
Сценография первого действия построена на узнавании. На стенах висят репродукции Шишкина и Репина, по телевизору показывают «Веселую карусель», а среди персонажей — сплошь узнаваемые типажи. Сказочный мир Чуковского здесь плавно перетекает в бытовую реальность и возвращается обратно.
Основой спектакля и главным вдохновением для авторов стали дневники Корнея Чуковского, которые он вел почти 70 лет, до последнего дня. В них — признания в апатии и бессилии и много размышлений о литературе. Большой, взрослой литературе, которую Чуковский любил, переводил и изучал всю жизнь.
Режиссер и автор пьесы Савва Савельев признается, что задачей творческой группы было показать зрителю Корнея Чуковского с принципиально иной стороны:
Савва Савельев режиссер «Ответом на вопрос, кто такой Чуковский, являются два слова: огромная вселенная. И в этой вселенной гигантское количество созвездий, комет. «Ехали медведи на велосипеде», «Муха-цокотуха» — это все понятно, нас всех разбуди в три часа ночи — мы начнем это наизусть цитировать. Но что еще было в жизни Чуковского? Спектакль именно для взрослых, потому что это про «обратную сторону Луны», про те испытания, которые выпали на его долю, и мы смотрим на Чуковского глазами взрослых людей. Он довольно болезненно относился к тому, что для большинства он просто детский поэт и больше ничего. В то время как он был действительно большой литературный исследователь. Мы решили исследовать эту обидную для многих творческих людей вещь, когда к человеку приклеивается одна роль».
Большую часть сценического действия Чуковский проводит в маске, нарочито условной, с карикатурно большим носом и густыми бровями. Кажется, еще чуть-чуть — и она упадет сама. Сцена, в которой зритель наконец видит настоящее лицо писателя, производит оглушительный эффект.
На ближайшие показы билеты раскупили еще до премьеры. Возрастной ценз — «18+», так что на семейный просмотр постановка не рассчитана. Зато взрослые смогут наконец увидеть не Чуковского-сказочника, а Чуковского-человека.