Свердловский театр драмы представил в Уфе "не нафталиновую классику"

В Уфе при аншлагах прошли гастроли Свердловского академического театра драмы. В столице Башкортостана он выступил впервые.

Свердловский театр драмы представил в Уфе "не нафталиновую классику"
© Российская Газета

В гастрольную афишу вошли постановки на разный вкус. Из классического русского и советского наследия - "Анна Каренина", "Доходное место", "Железнова Васса мать", "Летят журавли", из современных - шоу "Только для женщин" и комедия "Босяки во фраках".

Особое место в этом ряду занимают первые три, представляющие современную интерпретацию хрестоматийных произведений, причем в такой яркой форме, что зритель начинает сомневаться, а действительно ли это те самые сюжеты?

Все дело в том, что, как сказал генеральный директор театр Алексей Бадаев, "мы не любим делать из классики "нафталин". Начиная от стилизованных современных костюмов с легким намеком на прошлое время и заканчивая отношением к героям".

В "Анне Карениной" режиссер-постановщик Михаил Заец сосредоточился исключительно на главах с участием главной героина романа Льва Толстого. Оставив все прочие линии сюжета за скобками, он добился кристаллической четкости образа. Его Анна - эгоцентричная, обуреваемая страстями женщина, не умеющая любить и тем самым разрушающая жизни своих близких.

"Доходное место" в постановке Владимира Мирзоева переносит зрителя в некое обезличенное пространство, которое не имеет ничего общего с интерьерами жилищ героев Островского. То ли бассейн без воды с золотыми стенами, то ли еще какое неуютное место, где из мебели только металлические столы и стулья разной высоты. Минималистичность интерьера оправданна, так как ничто не отвлекает от наблюдения за персонажами пьесы, не теряющей актуальности вот уже второй век. Мировоззрение и жизненную позицию каждого из них определяют деньги. За исключением Жадова все остальные молятся на деньги и готовы ради них на все, что позволит им совесть. Чиновники, уже занявшие теплые местечки у кормушки (Вишневский и Юсов), довольны собой и без стеснения гордятся этим. Им буквально лижут сапоги те, кто еще стоит на низшей ступени социальной лестницы, а таких олицетворяет Белогубов. Длинные монологи, во время которых на иных постановках зритель скучает, здесь воспринимаются с сугубым вниманием: публика, как завороженная, смотрит на сцену, где "вторым слоем" дается хореографический рисунок ситуации. Спектакль смело можно назвать хореографическим (хореограф Ашот Назаретян). Персонажи не просто передвигаются по сцене, они танцуют, совершают различные кульбиты и даже проделывают акробатические трюки.

Всех, кто так или иначе "делает деньги", включая идеалиста и бессребреника Жадова, поскольку тот также служит в некоем присутствии, режиссер отнес к одной команде. Поэтому на спинах у каждого написан номер, как у спортсменов. Женщины же одеты в наряды, которые характеризуют их натуры. Так, жена Вишневского облачена в золотистое коктейльное платье (как и ее "двойняшка", символизирующая страдающую и нежную душу), сестры Кукушкины, которых мать мечтает удачно выдать замуж, вначале одеты как школьницы, а после замужества более удачливая в материальном плане Юлинька - в шелковое платье, а простушка Полина - в рабочий комбинезон. А вот их мать Фелисата Герасимовна - как фельдфебель в юбке. И марширует, как военный, и приказы отдает командным голосом. Чего только стоит ее "ай, цвай, драй", "у меня все по струне" и "я мать!". Фелисата Герасимовна едина во многих лицах. С потенциальными женихами и сильными мира сего угодлива и суетлива (а как при этом меняется ее голос!), с дочерьми - строга и властна. Заслуженная артистка России Ирина Ермолова наделила свою героиню такими выразительными чертами, что с ее появлением все внимание зрителей сосредотачивается на ней. При этом актриса не "тянет одеяло на себя".

Неудивительно, что за эту работу актриса в 2014 году получила премию Свердловского областного конкурса театральных работ "Браво!" в номинации "Лучшая женская роль", а также награду "Лучшая женская роль в драматическом театре" по итогам XXXIХ Свердловского регионального фестиваля-конкурса "Лучшая театральная работа 2018 года - Браво!".

Другую мать - Вассу Железнову в исполнении Ирины Ермоловой - уфимцы увидели в одноименном спектакле по пьесе Максима Горького. Режиссер-постановщик Уланбек Баялиев взял за основу первую версию произведения, написанную в 1910 году. В одном из интервью он объяснил свой выбор так: "Вторая редакция более прямолинейная, а первая - цельная, полифоничная, здесь не только история Вассы, но судьба всей семьи Железновых накануне смерти отца, накануне распада. Мы в театре берем историю частную и пытаемся найти сегодняшнее масштабное звучание пьесы. В ней происходят ужасные вещи - суицид или убийство Липы, в финале убийство Прохора, непонятно, своей ли смертью умер Захар, неясно, что случится с Павлом, который вроде бы согласился идти в монахи, а в последний момент отказался и убежал - то ли дом поджигать, то ли умирать. Многие из героев погибают. Но не потому, что плохие люди решили расправиться с хорошими. Тут более сложные психологические повороты - практически все поступки персонажей рождаются из желания жить. Есть ощущение, что по жанру "Васса Железнова" - трагикомедия: в пьесе много юмора - наряду с настоящей человеческой болью".

Васса в исполнении Ирины Ермоловой - вовсе не монстр, какой ее привыкли показывать, а если угодно - хранительница очага. Да, властная, где-то деспотичная, но как иначе удержать в руках дело всей жизни? Она все держит под контролем. Ее дом прозрачен, как аквариум. Стены ничего не скрывают.

Действие в спектакле происходит накануне дня смерти отца семейства. О том, что он еще жив, свидетельствует лишь его тяжелое дыхание. Ожидая кончины Захара Железнова, маются его родственники и близкие. Каждый надеется отхватить кусок от богатства и покинуть этот дом. Однако Васса огорошивает наследников известием, что Захар отписал все ей. И тут уместно задаться вопросом, а когда было составлено завещание, на смертном одре? Очевидно, не обошлось без давления Вассы. Ведь на детей как продолжателей дела Железновых надежды у нее никакой. Сыновья - никчемные, сын Павел инвалид и нытик, Семен подкаблучник, дочь замужем, отрезанный ломоть. На свою долю надеется брат покойного, который в свое время инвестировал в предприятие, но и он умирает якобы от сердечного приступа.

Когда все претенденты на наследство устранены, Васса остается только с невесткой Людмилой и дочерью Анной. И тут перед зрителем открывается совсем другая Васса - 48-летняя уставшая от жизни женщина, жаждущая любви и тепла, женщина, которая умеет не только командовать и повелевать, но и плакать. Впрочем, Васса рыдает то ли от облегчения, то ли от ужаса содеянного. Анну с Людмилой она намерена держать при себе. Невестке она говорит, что снова выдаст ее замуж и ждет от нее детей, которых будет считать внуками, дочери велит привозить внуков. Так она надеется реализовать через них то, что не получилось с сыновьями. И по-человечески это можно понять. Васса Железнова не просто "железная леди" и бизнес-вумен, она прежде всего мать. Матерям приходится не только по головке детей гладить, но и наказывать. Но что делать, когда воспитывать уже поздно? Когда росли сыновья, Васса вместе с мужем строила свою судоходную империю. А когда выяснилось, что сыновья родительское дело не подхватят, главной задачей стало спасение того, на что потрачена жизнь.

В финале итог этой борьбы выглядит более чем красноречиво: в глубине сцены, у дерева под падающим снегом собрались те, кого уж нет в живых: дядя Прохор, горничная Липа и Павел, тоже в каком-то смысле мертвый. А на авансцене - Васса с Анной и Людмилой.

Действие сопровождается музыкой, которую специально для спектакля написал Фаустас Латенас. И она задает всей постановке особое звуковое настроение.

Пространство спектакля выполнено в черно-сером монохроме, в котором изредка расставляются красные акценты. Это деревянная лошадка - символ далекого детства, кукольный Петрушка (не детская игрушка, а трикстер), с которым не расстается Павел. Не смея выместить зло на людях, он этим Петрушкой глумится над задушенной белой голубкой. Это и красный галстук дяди-гуляки Прохора, и подол юбки Людмилы, и яблоки в ящиках, которые в ярости опрокинет Павел, - символ большого урожая и богатого наследства, того, что создано не им. Это и портьера, которую задернут в комнате, где умер Захар Железнов.

Спектакль смотрится на одном дыхании. Несмотря на весь трагизм сюжета, в нем немало смешных моментов. Все как в жизни, где рядом высокое и низкое, страшное и веселое, черное и белое, а между ними - масса оттенков, полутонов и звуков, которые и делают ее полной и интересной.

В тему

Гастроли были обменными. Пока уфимцы наслаждались игрой актеров из Екатеринбурга, на сцене Свердловского театра драмы выступали их коллеги из Русского драмтеатра Республики Башкортостан. На суд искушенных зрителей столицы Урала были представлены "Маскарад", "Бешеные деньги", "Собрание сочинений", "Палата бизнес-класса", "Вышел ангел из тумана" и "Фабричная девчонка".