Графический монументальный образ Манаса первым создал советский художник

История становления советской Киргизии - потрясающее хитросплетение судеб выдающихся людей из самых разных уголков СССР. Один из них - советский художник Владимир Фаворский, первым в мире создавший графический монументальный образ Манаса. Его работы из "кыргызской серии" легли в основу не только художественных, но и исторических и даже философских дискуссий о глубине древнего эпоса и культуре кыргызского народа.

Графический монументальный образ Манаса первым создал советский художник
© Российская Газета

От русской эклектики до Самарканда

В биографиях Фаворского скромно указывается, что родился он 15 марта 1886 года в Москве в семье юриста, а первые навыки в рисовании получал дома под руководством матери - художницы Ольги Шервуд. Однако если копнуть глубже, выясняется, что дедом будущего выдающегося графика был не кто иной, как Владимир Шервуд - архитектор, идеолог и практик эклектического "русского стиля", один из основных московских зодчих пореформенной эпохи. Он являлся автором таких проектов, как здание Императорского Российского исторического музея на Красной площади в Москве, памятник хирургу Николаю Пирогову в Петербурге, монументы императора Александра II в Самаре и в Казани и многих других объектов монументального искусства.

Не последним человеком был и отец Фаворского - Андрей Евграфович. Русский адвокат родом из православного духовенства, земский и политический деятель, член III Государственной Думы от партии октябристов. Судьба его складывалась не всегда просто, но неизменно ярко. Одно время он даже разводил скот и хотел увлечь своими хозяйственными идеями сыновей, так как считал, что "художничество" могло обречь только на нужду. Лучше, говорил он, "быть нотариусом, а по праздникам, если уж так хочется, писать картины". Но Фаворский-младший все же пошел по пути, проложенной родней по линии матери.

Судя по всему, семья использовала все возможности, чтобы дать талантливому юноше лучшее образование - в Швейцарии, Италии, Австрии. Отслужив позже на родине в армии, Владимир Фаворский сотрудничал с кукольным Театром марионеток, петрушек и теней, много занимался книжной графикой. В 1925 году за свои гравюры на дереве он получил Гран-при на Международной выставке в Париже, и на той же выставке, но уже в 1937 году также удостоился Гран-при за оформление павильона СССР. Все это, безусловно, лишь поверхностное, но достаточное для понимания масштаба художника описание его биографии.

С Центральной Азией Фаворский близко познакомился во время Великой Отечественной войны. Его вместе с Московским государственным художественным институтом, где он преподавал, эвакуировали в Самарканд. Поселили на Регистане, главной площади города, в одном из медресе. И здесь Фаворский продолжил читать лекции и вместе с тем выполнил цикл линогравюр, посвященных принявшему его городу.

Неожиданное предложение

В 1945 году в Кыргызстане решили отметить 1100-летний юбилей эпоса "Манас". В силу различных обстоятельств торжественные мероприятия так и не состоялись, однако несколько месяцев удалось издать первый том произведения в Москве. Кыргызстанцы, впрочем, иллюстрации книги не оценили. Так, исследователь изобразительного искусства КР Джамал Уметалиев писал, что "они (иллюстрации) отличались банальностью композиции, салонной красивостью цвета и совершенно не отражали эпического монументального языка, героического эпоса...".

Тут-то правительству Киргизской ССР и пришла неожиданная идея пригласить для работы над иллюстрациями "Манаса" признанного мастера - Владимира Фаворского. Художник согласился, поставив только одно условие: ему должны предоставить возможность приехать, ознакомиться с жизнью республики, ее искусством, бытом народа и, конечно, природой. Он считал, что эпос "иногда очень фантастичен, даже сказочен, он в конце концов отражает реальную жизнь народа".

Как писала позже в своих работах кандидат исторических наук, профессор Валентина Воропаева, 10 августа 1946 года художника встречали в аэропорту официальные лица и кыргызские коллеги. Первые дни, правда, были посвящены организационным проблемам. С руководителями республики и работниками ЦК партии подробно обсуждались планы работы и программа поездок художника.

Фаворский внимательно изучил богатейшие коллекции прикладного искусства кыргызского народа в Музее изобразительных искусств и Историческом музее. В местном филиале Академии наук СССР манасоведы ознакомили гостя с основным текстом эпоса. На русском языке сам художник смог прочесть только фрагменты, поскольку весь текст произведения на русский язык был переведен гораздо позднее. Удалось ему послушать некоторых манасчи и, что особенно важно, Саякбая Каралаева - выдающегося сказителя. Художник сделал несколько его портретных зарисовок, которые в последующем заняли достойное место в "кыргызском" уникальном цикле цветной и черно-белой графики, насчитывающей более 100 рисунков.

Особенный взгляд

Недалеко от Фрунзе, в поселке Кашка-Суу, Союз художников арендовал небольшой домик, который служил этюдной базой, куда и привезли Владимира Фаворского. К нему присоединился Семен Чуйков - не менее выдающийся художник, посвятивший всю свою жизнь и творчество людям и природе республики. С утра до позднего вечера рисовали и писали мастера с натуры в поле, на току, где кипела горячая молотьба.

"Утром и вечером мы готовили себе на костре чай, а днем - обед, - вспоминал позднее Чуйков это время. - Вечерами подолгу сидели у затухающего костра и задушевно толковали об искусстве, о жизни. Эти тихие вечера, когда шум речки Ала-Арчи подчеркивал свежесть и тишину горной природы, и звездное небо осеняло нас, не забудутся никогда".

Работал Фаворский с большим увлечением и напряжением. Ему очень нравились кыргызские лица - своей пластической цельностью и выразительностью. Побывал он и в Ат-Баши в Нарынской области, где его селили в роскошной белой юрте с богатым убранством. Художник, по воспоминаниям сопровождающих, очень тщательно изучал ее конструкцию, восторгался искусством кыргызских мастериц - шырдаками, ала-кийизами, туш-кийизами, циновками из чия. Ездил Фаворский и в Талас, где к нему присоединились Лидия Ильина и Гапар Айтиев. В других поездках его также сопровождали Андрей Михалев и другие кыргызские художники.

Стоит отметить, что писал график исключительно карандашами - графитовыми и цветными, но неизменно жесткими. И, отмечают искусствоведы, созданные им рисунки имеют не только эстетическую и этнографическую ценности. В них проявилась его теория графики, когда белый фон бумаги воспринимается в качестве белого пространства, а карандаш художника становится сродни резцу скульптора.

Работал в республике Фаворский относительно недолго. Его экспедиция завершилась уже 28 сентября. Для выдающегося художника работа над "Манасом" должна была стать завершением поистине эпической трилогии. Немногим ранее он создал серию иллюстраций к "Слову о полку Игореве", затем - гравюры для издания калмыцкого народного эпоса "Джангар". Но, к сожалению, издание эпоса "Манас" с его иллюстрациями из-за целого ряда обстоятельств так и не увидело свет. Однако даже в тех работах, которые можно найти в открытом доступе, через "простые" карандашные наброски буквально осязается свет, простор и воздух и кыргызской природы, характер местного жителя и любовь, которой художник проникся к кыргызскому народу.

Кстати

В 2016 году одной из московских галерей совместно с Государственным музеем Александра Пушкина была организована выставка, приуроченная к 130-летию со дня рождения одного из выдающихся мастеров графики и искусства книги Владимира Фаворского. И именно в рамках этой выставки впервые была широко представлена "кыргызская" серия рисунков, собранная из семейной и частных коллекций. Тогда же издали каталог, отражающий процесс сбора материала для иллюстрирования "Манаса", и раскрывающий не только это событие как важный этап в искусстве большого художника, но и подтверждающий значимость исторической связи кыргызской и российской культур.