Что ели поэты серебряного века: гастрономический мир поэтов и художников

Серебряный век русской культуры (конец XIX – начало XX вв.) – время яркого расцвета литературы, живописи и музыки. Как отмечается в исследовании Antenna Daily, «ни ранее, ни позднее – Россия не знала столь ослепительной вспышки» творчества[1]. При этом многие поэты и художники собирались в кафе и кабаре, а поводом для встреч часто служили общие трапезы[2]. Меню тех лет уже отходило от аристократических многоблюдных обедов: с ростом городов появлялись дешёвые кафе, где «клиенты не столько ели, сколько „перехватывали“» между делом[3]. Вместе с этим в Петербурге и Москве стали открываться новые ресторанчики – от грузинских и польских до татарских и еврейских – ориентированные на вкус столичной интеллигенции[4]. В жтой статье мы хотим проследить, что же конкретно попадало на столы поэтов и художников, – от простых блюд до праздничных застолий.
Встречи в кафе и ресторанная мода
Для поэтов и художников Серебряного века кафе часто заменяли домашний салон. Как писалось в журнале о «поэтическом ужине», различные литературные группы любили выступать перед публикой именно в кафе и ресторанах – от символистов (Брюсов, Блок) и акмеистов (Гумилёв, Ахматова, Мандельштам) до футуристов (Маяковский, Хлебников) и имажинистов (Есенин, Мариенгоф)[2].
Известно, что легендарное петербургское кабаре «Бродячая собака» (открыто в 1912 г.) стало местом постоянных сборов поэтов и художников, хотя обычным посетителям вход туда был затруднён[5]. И в Москве, и в Петербурге смешивалась публика: за одним столом можно было увидеть дворян, актрис, студентов и публицистов.
С точки зрения кухни эпоха принесла упрощение: ушли в прошлое сложные супы и густые соусы. По наблюдениям исследователей, «росли города – росло число дешёвых кафе», где подавали быстрые холодные закуски и рестораны сменялись на более демократичные трактиры[3].
Однако одновременно рос интерес к «национальным оазисам»: в столицах появились ресторанчики грузинской, армянской, татарской и еврейской кухни, где интеллигенция могла познакомиться с шашлыком, хинкали, пельменями, шурпой и другими экзотическими блюдами[4][6]. Таким образом, серебряный век характеризовался и культурным обменом вкусов, и жизнью в богемной среде, где лёгкая закуска и чашка кофе часто сопровождали творческие беседы.
Примеры индивидуальных пристрастий
У разных представителей серебрянного века были свои привычки – от аскетизма до истинно гурманских настроений. По имеющимся записям и воспоминаниям современников можно восстановить рацион некоторых ярких личностей. Ниже приведены наиболее известные примеры:
Анна Ахматова: как выяснили биографы, у поэтессы «особых кулинарных пристрастий не было»[7]. Она вела в меру аскетичную жизнь – ела очень мало и экономно. По словам её друзей, «ела она совсем немного, но застолья любила — больше как возможность провести время в хорошей компании»[8]. Любимые домашние блюда Ахматовой были простыми. Например, она «любила пшенную кашу с тыквой, а ещё ей нравились грибы, жаренные со сметаной и луком»[9]. Соседи поэтессы вспоминали, что утром она могла уйти в лес по грибы, а потом готовила их «с особым манером»[10]. В быту её рацион мог состоять из варёного картофеля и кислой капусты[11]. Ахматова любила чай, но и водки могла выпить: по воспоминаниям Иосифа Бродского, она «за вечер грамм двести водки» выпивала, поскольку не переносила виноградных смол[12]. Таким образом, в быту Ахматова питалась очень скромно, предпочитая за трапезой общение, а не изыски на столе. Александр Блок: в юности будущий поэт отвечал на вопросы «Любимые пища и питьё» просто: «мороженое и пиво»[13] – однако его вкусы оформились под влиянием семьи. Каждое лето он проводил в усадьбе Шахматово у деда Андрея Бекетова, где, как писала тётка поэта, «в Бекетовском доме еда считалась важным делом… своего рода культ гастрономии»[14]. Семейные «поваренные тетради» сохранили меню хозяев. Там записано, что любимым первым блюдом молодого Блока был бульон «Буржуа»[15] – изысканный прозрачный суп с телятиной и ароматными травами. Как детство Блока насыщалось вкусом домашней кухни, так и позднее поэт ценил простые, сытные блюда. Тем не менее в ранних заметках он вспоминал лишь тягу к мороженому, а в зрелые годы нередко испытывал ностальгию по детским кулинарным впечатлениям своего дворянского детства. Михаил Врубель: выдающийся живописец имел весьма скромный рацион. Его современники отмечали, что «он был беден и голодал: случалось, мог месяц жить на 3 рубля, питаясь хлебом да водой»[16]. По рассказам друзей, Врубель часто недоедал – примитивный рацион составляли лишь кусок хлеба и вода. С другой стороны, в бытовой жизни художник предпочитал еду «в стиле минимализма»: однажды, лишившись денег, он якобы побывал в гостях у Коровина и умывался… духами, считая это полезным[16][17]. При этом у Врубеля бывали и противоположные эпизоды. Например, после получения вознаграждения в 5 000 рублей за панно в особняке Морозова он устроил пышный обед в гостинице «Париж» на Тверской[18]. На этот обед были приглашены музыканты, солдаты, артисты и др., столы «ломились от явств, бутылок вина и шампанского», и сам Врубель восклицал: «Как я счастлив… чувствую себя богатым человеком»[18]. Владимир Маяковский: поэт-футурист вынужден был жёстко экономить на еде в молодые годы. Как вспоминал Корней Чуковский, «Маяковский в те годы очень сильно нуждался. Обедал он едва ли ежедневно»[19]. Чтобы не голодать, Маяковский выработал «семь обедающих знакомств»: в разные дни недели он «ходил в гости» к знакомым, поочерёдно питаясь у них[19]. Особенно сложно было по четвергам, когда дружок- художник Илья Репин угощал его «репинскими травками» – то есть вегетарианской едой, после чего Маяковский мечтал о «нормальном питании»[19]. В своё же время поэт любил мясо и острые блюда: он нередко экспрессивно упоминает шашлык и котлеты в стихах. Своей жене Лиле Брик Маяковский посылал шуточные рисунки с подписью: «Твой щен на вершине Ай-Петри с шашлыком в руке»[20], что говорит о его увлечении мясными деликатесами. Кстати, в литературе Маяковского встречаются образы жадной к еде буржуазии и издёвки над «колбасниками»[21], но в частной жизни он не брезговал ни застольем, ни экзотическим блюдом – тех же «кошачьих котлет», которые высоко ценил поэт и которые ему описал художник Милашевский[22]. Другие поэты и художники: многие представители Серебряного века вносили в кулинарию свои штрихи. Например, у акмеистов считалось модным пить кофе по-турецки и закусывать печеньем, а у футуристов – экспериментировать с экзотикой (коктейль Вагнера у Поэта-Сухаркина или «чику» у Александра Введенского). Хозяйки домов, где собиралась творческая богема, зачастую угощали гостей самыми простыми блюдами: чаем с вареньем, борщом, соленьями. Праздничные застолья устраивались при любом доходе: так, Николай Гумилёв любил обеды с богатыми холодными закусками и красным вином, а Давид Бурлюк предпочитал насыщенные рагу и закуски из субпродуктов. В целом можно сказать, что пищевые пристрастия Серебряного века охватывали весь спектр – от голодных порций хлеба до «культовых» гурманских вечеров. Газеты и мемуары тех лет часто цитируют стихи о еде, отражая, что еда была не просто потребностью, но и частью художественного мира: «шашлыком пышущие», «сосиски и кракозяблы» (инвективы футуристов) или «изысканные банкеты» (символисты) – всё это свидетельствует о том, как глубоко переплелась еда с поэзией.
Таким образом, несмотря на внешнее социальное многообразие, поэты и художники Серебряного века во многом питались скромно – хлебом, кашами, овощами, простыми супами. Лишь иногда они устраивали себе торжества изысканной кухни, о чём сохранились воспоминания: от Блоковых «кухонь-искусства» до легендарных кабаре с шампанским и закусками. В любом случае, гастрономия серебряного века – это узор из повседневных будней и праздников, который дополняет наше понимание эпохи[2][9].
Источники: воспоминания современников и исследования о бытовых привычках литераторов Серебряного века[23][9][14][16][19][20][18].
[1] [2] [3] [23] Поэтический ужин Серебряного века
https://www.gedonistica.ru/serebryaniy_vek
[4] [6] Глава 4. «Серебряный век» русской и европейской кулинарии. Русское поварское искусство и развитие национальных кухонь других народов России. Русская кулинария вступает в соревнование с французской. 1903—1913. Кухня века
https://history.wikireading.ru/35855
[5] Где пили Ахматова, Аполлинер, Толкин, Керуак и Капоте – Weekend
https://www.kommersant.ru/doc/4670489
[7] [8] [9] [10] [11] [12] Что любила есть Анна Ахматова
https://www.culture.ru/s/vopros/ela-ahmatova
[13] [14] [15] Как приготовить любимое блюдо Александра Блока бульон «Буржуа» | Аргументы и Факты
https://aif.ru/food/recipies/kak_prigotovit_lyubimoe_blyudo_aleksandra_bloka_bulon_burzhua
[16] Демон живописи. При жизни Врубеля травили, а работы называли мусором | Аргументы и Факты
https://aif.ru/culture/person/demon_zhivopisi
[17] [18] Сплетни 19 века: Врубель «вся бездна глубины души его нездешняя» | COZY MOSCOW
[19] [20] [21] [22] О кулинарных пристрастиях Владимира Маяковского в воспоминаниях современников и не только…