Что скрывает Тадж-Махал? "Пятый театр" решил, сколько стоит красота
Омский театр открыл сезон читок пьесой, рассказывающей неприглядную легенду строительства восьмого чуда света. Он - восьмое чудо света. Его минареты возвышаются над индийским городом Агра, а в его куполе из белого мрамора отражается палящее солнце, заставляя всё живое замирать в благоговейном восхищении его красотой. Это ослепительный Тадж-Махал - легендарный мавзолей, построенный во имя бессмертной любви падишахом Шахом-Джаханом для его жены Мумтаз-Махал, погибшей при родах. Прекрасный памятник великому чувству. Запятнанный кровью… Со многими красивыми творениями, созданными человеком, связаны жуткие истории. Тадж-Махал этой участи не избежал. По легенде Шах-Джахан был так поражён величием Тадж-Махала, что приказал отрубить руки 20 тысячам рабочих, которые его построили. А также архитектору Устад Исе, чтобы никогда больше в мире никто не построил что-то прекраснее Тадж-Махала. Но интересно, кому пришлось выполнять этот кровожадный приказ и что стало с этими людьми? Драматург индийского происхождения из Бруклина Раджив Джозеф представил свою версию происходившего в пьесе "Стражи Тадж-Махала". Именно этим произведением "Пятый театр" открыл новый сезон проекта "Читаем в "Пятом", который знакомит омского зрителя с современной драматургией. Эскиз пьесы представила главный режиссёр театра Людмила Исмайлова. - Вообще это такая распространенная тема в истории, не только индийская. И на Руси было такое, если вы помните. Даже у Тарковского в фильме показано, как иконописцев ослепляли, чтобы они больше так красиво не делали (имеется в виду фильм режиссёра Анрея Тарковского"Андрей Рублёв" (18+) - прим. ред.) . Это была какая-то странная тема в истории человечества: я не хочу, чтобы это повторили, - рассказала Людмила Исмайлова на обсуждении со зрителями после читки. Обычно, как пояснила режиссёр, для читки театр выбирает пьесы "только что из печи", однако "Стражи Тадж-Махала" (18+) была написана десять лет назад, и уже давно активно ставится в Москве и Санкт-Петербурге. Начинается всё довольно безобидно. У Тадж-Махала стоят два стражника в белых одеждах - Бабур (Дмитрий Исаенко) и Хумаюн (Михаил Синогин) - два закадычных друга. Бабур вечно летает в облаках: хочет увидеть императорский гарем, пленяется сиянием далёких звёзд и, как ребёнок, мечтает о полётах над землёй на аэроплане. Герой Дмитрия Исаенко постоянно опаздывает на пост, ни секунды не может стоять на месте молча, что стражам, кстати, строго запрещено. А ещё он страстно желает обернуться и посмотреть на Тадж-Махал, а это карается законом: по велению Шаха-Джахана, ни одна живая душа не должна видеть мавзолей, пока он не достроен. Хумаюн же совсем не похож на своего лучшего друга. Он сын большого начальника, отец для него - и царь, и бог. Неповиновение для него - неприемлемо, а все его мечты ограничиваются лишь усердной службой падишаху: какие ему полёты к звёздам. Он постоянно спорит, как старший брат, с Бабуром, пытаясь наставить того на путь истинный. И если для романтика Бабура мир - это одно большое огромное чудо, которые хочется изучать (у него много планов и интересов), то для Хумаюна весь мир сосредоточен на своём долге. Так спорили названные братья о том, как правильно на свете жить, пока Хумаюн не проболтался Бабуру, что падишах приказал отрубить руки всем, кто строил Тадж-Махал. Оба уже мысленно жалеют тех, кому придётся отрубить сорок тысяч рук. И тут до стражей, наконец, доходит… - То есть кто-то должен отрубить сорок тысяч рук? - Да. - Ужасная работа. Кто ж это будет делать? Долгая пауза, во время которой оба понимают, что это означает. - Это мы должны сделать, да? Но разве у них был выбор? В следующей сцене в залитой кровью комнате сидят, спрятавшиеся по углам, испачканные в красном Бабур и Хумаюн. Они оба в ужасе от того, что сделали. Хумаюн временно лишается зрения, потому что гарь, которая летела от прижигаемых им человеческих культей, забила его глаза. Бабуру парализовало руки, пока он 40 тысяч раз опускал и поднимал меч, отрубая руки. Они пытаются вымыть комнату и натыкаются на человеческие останки. Они хотят вынести корзины с обрубками, но не могут и подойти к ним - стражей выворачивает от одного их вида и запаха. И в этот момент запускается трансформация героев. У каждого в голове крутится вопрос: зачем это было нужно и как теперь им с этим жить? Вот только справляются с грузом перенесённого каждый из них по-разному. - Лучше не делать этот выбор, чем жить с ним, - поделилась своим мнением после читки одна из зрительниц. Бабур от шока точно помешался. Он пытается стереть со своего лица кровь, причиняя себе ещё большую боль. Страж твердит о том, что хочет убежать на другой конец мира, туда, где сможет забыть 20 тысяч каменщиков, рабочих и мастеровых, которых сделал калеками. Только от случившего акта жестокости уже не спрятаться. А что теперь будет с покалеченными рабочими? Те, кто создавал невероятные творения, не смогут теперь нормально жить, и будут просить подаяния у прохожих. - Спасибо нашим реквизиторам, которые сварили целый тазик крови. Нам хотелось, чтобы вы прочувствовали произошедшее и поняли смысл пьесы. Мы боялись, что мы тут всё запачкаем бутафорской кровью. Но для нас было важно это показать, а не просто, чтобы вы представили. Ведь от этого им не отмыться. Ты уже не белый ходишь, - поделилась со зрителями режиссёр. Молодого стража в пылу самозабвения озаряет: он уничтожил красоту. Если ничего красивее Тадж-Махала никогда не будет создано, то красота просто умрёт, в ней не будет никакого смысла. Да и стоит ли что-то красивое, созданное однажды, того потенциала удивительного, что ещё могли бы создать талантливые люди? И важнее ли красота человеческого благополучия, бережного отношения одного человека к другому, любви к ближнему? Хумаюн старается успокоить обезумевшего друга, пытается дать ему понять, что у них не было другого выбора. Он ни на секунду не оставляет Бабура, постоянно поддерживая близкого человека. Кажется, что боль названого брата тревожит его больше, чем собственная. Только он ещё не знает, как несправедливо судьба обойдётся с его любовью к другу. - Для меня, например, другая идея стала важнейшей в этой пьесе - это дружба. Но разве Хумаюн не мог спасти своего друга, освободить его? - спрашивает одна из зрительниц. Хумаюн подбадривает Бабура, сообщает ему радостную новость - в награду за проделанную работу их отправляют охранять императорский гарем. Только друг совсем не рад. Всё, о чем думал страж всё это время - сбежать в джунгли с Хумаюном, где они как-то построили плот из сандалового дерева и жили там несколько дней вдали от людей и их проблем. Бабур мечтает о свободе, а Хумаюн понимает, что его брата могут лишить жизни за такое. Но попытка спасти друга-романтика оборачивается для сына военачальника горем и нечеловеческим испытанием. Хумаюн думал, что обвини он стража всего лишь в богохульстве, Бабура подержат пару дней в темнице и выпустят. И никак не подозревал, что он будет стоять над Бабуром, занеся меч над его руками, и в последний раз смотреть в глаза человека, которого только такой тяжёлой ценой может спасти от верной гибели. - Извечный вопрос - красота или человечность? Что выбрать? Над этим надо думать… - уверена Людмила Исмайлова. Спустя десять лет Хумаюн на своём прежнем месте у Тадж-Махала. Совершенно один. Ему мерещится Бабур, который показывает ему, как прекрасны джунгли и как красиво поют птицы на воде. Сын важного военачальника, который потерял в жизни единственного дорогого сердцу человека, своего лучшего друга, из-за человеческого эгоизма и алчности, вспоминает своё прошлое - единственное место, где жила красота. И, возможно, Хумаюн думает о том, что все величайшие картины мира и удивительные греческие статуи, соборы, храмы, крепости, над чем когда-либо трудились руки человека, никогда не будут прекраснее любви человека к человеку, настоящей искренней дружбы, простой доброты и отзывчивости. Это не опишет ни один художник и не высечет из камня ни один скульптор. Такая красота способна жить лишь в сердце человека. Фото автора