Писатель Сергей Смирнов родился 110 лет назад
110 лет назад, 26 сентября 1915 года, в Петрограде в семье инженера-электрика родился известный советский писатель Сергей Сергеевич Смирнов, автор знаменитой книги "Брестская крепость".
После школы Сергей поступил в Московский энергетический институт. Но когда для получения диплома оставался год, Смирнов забрал документы и пошел учиться в литературный институт, который окончил накануне войны, в 1941-м. Параллельно молодой писатель работал в газете "Гудок".
Великая Отечественная, которую Смирнов встретил 25-летним, стала главным событием и в его собственной жизни, и в творчестве. Что такое большая война, Сергей Сергеевич хорошо знал из своего фронтового опыта. В 1942 году он окончил в Уфе переведенное туда из Севастополя училище зенитной артиллерии, с февраля 1943-го командовал взводом в зенитно-артиллерийском полку на Северо-Западном фронте. С июля 1943 года работал военным корреспондентом в газете "Мужество" 27-й армии, пройдя с армией все славные этапы ее боевого пути, начиная с Белгородско-Харьковской наступательной операции, форсирования Днепра и освобождения Киева и заканчивая боевыми операциями в Венгрии и Австрии в 1945-м. Война закончилась для Смирнова в Вене, заслуги военкора были отмечены двумя орденами Красной Звезды.
Благодаря неутомимому труду писателя о Брестской крепости и подвигах ее героев узнала вся страна
До 1950 года Сергей Сергеевич продолжал носить погоны, работая редактором в Воениздате, в запас уволился в звании подполковника. С 1954-го в его жизни появляется Брестская крепость, заняться этой темой побудила статья в журнале "Огонек", из которой стало понятно, что о подвиге на белорусской земле очень многое еще не известно. За короткий срок, два с небольшим года, до выхода в свет в 1957 году первого издания книги о Брестской крепости Смирнов проделал колоссальную работу. По его словам, "ощущалось присутствие большой и еще не разгаданной тайны, открывалось огромное поле для изысканий, для нелегкой, но увлекательной исследовательской работы. Чувствовалось, что эта тема насквозь проникнута высоким человеческим героизмом, что в ней как-то особенно ярко проявился героический дух нашего народа, нашей армии. И я начал работу. Надо было докопаться до того, что называется истиной. Это все работа историка, следователя, а только потом начинается работа писателя".
Сергей Сергеевич успевал везде: выступал на всесоюзном радио с циклом передач о героях Бреста, находил самих героев, привечал их в своей небольшой квартире в Марьиной Роще, помогал защитникам крепости выбраться из трудных послевоенных жизненных обстоятельств. Квартиру Смирнова стали называть "комитетом по делам справедливости", единственным членом которого был сам писатель. Работать приходилось почти круглосуточно: днем из тысяч архивных дел и воспоминаний очевидцев добывалась ценнейшая информация о подвиге защитников Бреста, немало времени уходило на обращения в высокие инстанции, а по ночам на кухне Сергей Сергеевич читал многие тысячи писем, приходивших к нему после выступлений на радио.
Смирнову удалось вернуть доброе имя многим героям Брестской крепости: майору Петру Гаврилову, Самвелу Мартиросяну, Петру Клыпе, Алексею Романову, Александру Филю. Благодаря неутомимому труду писателя о Брестской крепости и подвигах ее героев в 1941-м узнала вся страна. Став всесоюзно знаменитым, Сергей Сергеевич неизменно держался скромно. Когда в 1957 году его за разыскания о крепости собирались наградить орденом Отечественной войны 1-й степени, писатель добился того, чтобы в Указе Президиума Верховного Совета СССР остались только найденные им герои Бреста, а его собственное имя было оттуда вычеркнуто.
Колоссальная работа Смирнова стала мощным толчком к превращению Брестской крепости в место всенародной памяти с замечательным мемориалом и музеем. В 1965 году к 20-летию Победы крепости было присвоено звание "крепость-герой", а за книгу о ней писатель получил Ленинскую премию. В том же году в предисловии ко второму изданию Сергей Сергеевич писал: "Я был участником войны и немало видел в те памятные годы. Но именно подвиг защитников Брестской крепости как бы новым светом озарил все виденное, раскрыл мне силу и широту души нашего человека, заставил с особой остротой пережить счастье и гордость сознания принадлежности к великому, благородному и самоотверженному народу, способному творить даже невозможное".
Многолетняя работа Смирнова в значительной степени способствовала появлению в советском обществе устойчивых представлений о Великой Отечественной войне как событии всенародного подвига. В сентябре 1971 года на торжественном открытии мемориала в Брестской крепости писатель говорил о том, что "этот монумент вознесся гораздо выше старых стен, и в этом, конечно, есть свой смысл. Ведь не крепостные стены, а крепость ваших сердец сдержала здесь врага. Не прочность бастионов, а ваша железная стойкость противостояла врагу на первом рубеже Родины".
Железная стойкость была свойственна и самому Сергею Сергеевичу в отстаивании правды о героях Бреста, в биографиях которых были и немецкий плен, и советские лагеря. Даже после присуждения книге о крепости Ленинской премии сомнения местных властей в истинности подвига героев не утихали. В середине 1970-х одно из таких сомнений обернулось для книги Смирнова катастрофой. Уже готовый тираж третьего издания "Брестской крепости" пустили под нож: из Армении пришло пожелание убрать из текста рассказ о политруке Самвеле Мартиросяне. В Ереване не были уверены в том, что герой Бреста и нынешний известный армянский геолог - одно и то же лицо. Сергей Сергеевич, в то время уже тяжело болевший, поехал в Брест и убедился в том, что герой настоящий. Вскоре, 22 марта 1976 года, писателя не стало. В Бресте сохраняется память о нем, одна из улиц носит его имя.