Тело человека как поле битвы – кто и как управляет нами

Культуролог Алексей Кыласов рассказал RuNews24.ru, как понимание тела и его значимость в обществе стали полем новой битвы идей, что происходит на пересечении спорта и политики, и как эти тенденции могут повлиять на будущее.

Тело человека как поле битвы – кто и как управляет нами
© runews24.ru

Алексей Кыласов утверждает, что недавний интерес к теме политики тела не является случайным.

«Мы наблюдаем кризис старых идеологий, таких как либерализм и марксизм, которые потеряли актуальность. Современные проблемы, от пандемии до вооруженных конфликтов, поднимают вопрос о том, кто и как управляет человеческой жизнью. Тело вновь стало политической валютой, и вопрос о праве управлять им стал центральным в дискурсе», - рассказал эксперт.

Кыласов отмечает, что западный дискурс о биополитике часто ограничивается критическим анализом, фокусируясь на теле как объекте подавления. В его эссе он предлагает альтернативный взгляд — рассматривает тело как активный субъект, способный сопротивляться и творить свою историю. Это созидательный подход, который исследует, как практики, связанные с телом, могут быть не только инструментом власти, но и способом утверждения свободы.

Спорт — это сфера, где принципы биополитики проявляются наиболее очевидно. Контроль над телом атлета включает диету, режим, фармакологию и генетику. Кыласов приводит примеры из античных и средневековых трактатов, где обсуждались вопросы управления телом и его оптимизации. Однако он отмечает, что массовая физическая культура, такая как сдача норм ГТО, служит для создания «национального тела» и формирования позитивной повестки биополитики.

В современном мире различные концепции тела соперничают друг с другом. Западный подход к деконструкции тела — это путь к трансгуманизму, где тело становится конструктом. В отличие от этого, российская традиция рассматривает тело как неразрывно связанное с духом, и акцентируется внимание на гармонизации тела и души. Кыласов подчеркивает, что эти различные подходы отражают более широкие антропологические конфликты.

Современные конфликты, такие как война на Украине, знаменуют столкновение разных антропологических проектов. Это не только война за территории, но и за право определения, чья жизнь и тело имеют ценность. Неоколониальная риторика Запада, основанная на биополитических установках, стремится навязать моральные нормы, не учитывая мнения других. Ответом России должно стать утверждение суверенитета жизни и защита своих традиционных ценностей.

Алексей Кыласов видит будущее биополитики за теми, кто предложит новое понимание экзистенциальной цельности, а тело, как последний рубеж свободы, становится ареной для борьбы. Его работа призывает к обсуждению вопросов о том, как отстоять этот суверенитет и создать будущее, где технологии помогут развивать человека в гармонии с его природой и духовной традицией. Поднимая вопросы о теле, Кыласов не только анализирует текущее состояние дел, но и открывает путь к новым философским размышлениям о человеческой свободе и идентичности.