"Чуковский" в Театре Ермоловой: исповедь великого сказочника на пороге вечности

Билеты на постановку Саввы Савельева, где роль легендарного детского поэта Корнея Ивановича исполняет Данила Козловский, наконец-то вернувшийся на драматическую сцену после длительного перерыва, раскуплены до декабря, а у перекупщиков цены взлетели до небес. Однако ажиотаж не должен вводить в заблуждение: "Чуковский" – вовсе не байопик о детском авторе и не весёлое представление по мотивам его сказок. Зрителя ждет нечто иное – мистический предсмертный трип по подсознанию мятежного страдающего поэта, полный боли и отчаяния. Действие обманчиво начинается в столовой типичной советской больницы конца 60-х с репродукциями Шишкина и Репина на стенах, красным телефоном-вертушкой и клеёнчатыми скатертями на столах. Уборщица наводит порядок, а врачи и пациенты готовятся к празднику детской поэзии и собираются разучивать стихи Михалкова, Маршака и Барто, вспоминают, что был и ещё какой-то детский поэт, но фамилии его никто не помнит. Зато среди пациентов сразу выделяется дряхлый старик – переводчик Николай Васильевич Корнейчуков, и действие из веселой комедии абсурда довольно быстро перерастает в странное и сложное повествование о жизни и личных трагедиях знаменитого литературного деятеля, который с помощью маски, нарочито условной, с карикатурно большим носом и густыми бровями вскоре преображается в знакомого всем Корнея Ивановича Чуковского , и его сразу спешат славить и чествовать: пионеры, нечистые трубочисты, повара и врачи… И тут писатель задается вопросом: а что они вообще знают о его настоящей жизни? О переводах Уитмена, работах о Некрасове и Чехове, семейных трагедиях и смерти его детей? А затем в больнице появляется странная женщина, которая угощает поэта обожаемыми им варениками с вишней, в ней Чуковский узнает свою давно умершую дочь Муру , и именно она становится его проводником в потусторонний мир. Стены больницы раздвигаются, и герой попадает в сюрреалистическое пространство, напоминающее цветную заставку советской телепередачи "В мире животных". Так начинается невероятное приключение Корнея Ивановича, мистический поход по джунглям, населённым героями его знаменитых сказок, от которых автор был вынужден публично отречься в конце 20-х годов, и это потом его всегда мучило, как и потеря троих детей и жены. Перед зрителями разворачивается прощальное путешествие поэта по лабиринтам его сознания, не менее увлекательное, чем "Божественная комедия" Данте Алигьери, или похождения Орфея, спустившегося в ад. В сюрреалистической Африке, похожей на фантасмагорический сон, Чуковский оказывается на собрании членов СНТ "Лимпопо" - Медведя, Свиньи, Обезьяны, Зебры и Газелей, и они признают в нем Пророка, которого так долго ждали. Корней Иванович решает проблемы сказочных обитателей джунглей: тушит синее море с помощью бабочки, вытаскивает из болота провалившегося туда бегемота, возвращает краденое солнце. Ему даже удается разобраться в непростой ситуации Мухи-Цоко-шлюхи, страдающей от фобии перед старичками, утаскивающими её в укромные уголки. А ещё Чуковский безжалостно давит таракана, внушающего ужас всем обитателям Лимпопо. Несмотря на столетний юбилей этих сказок, ровесниц театра Ермоловой, персонажи Лимпопо до боли узнаваемы. В этих образах легко прочитываются черты наших знакомых, соседей и друзей. Комичные сцены в СНТ "Лимпопо" сменяются эпизодами встреч с призраками – ведь в этом фантасмагорическом мире каждый видится со своими индивидуальными тенями прошлого. Чуковский встречает своего сына Бориса, пропавшего без вести на войне, второго сына Николая и любимую жену Марию Борисовну. Ждёт Чуковского и ещё одна знаковая встреча – с духом американского поэта Уолта Уитмена, которого он обожал, переводил на протяжении всей жизни и открыл его творчество русскому читателю. Также спектакль насыщен музыкальными номерами, песнями и танцами, композиции группы "TERELYA", в исполнении Анастасии Терели, добавляют постановке особый драйв. В своем недавнем интервью режиссёр и драматург спектакля Савва Савельев подчеркнул, что именно сказки Чуковского привили ему, как и многим советским детям, веру в сюр, пронизывающий нашу жизнь, и в силу абсурда. С этим не поспоришь. Вспомнить хотя бы убежавшее одеяло, которое, кстати, появляется и в спектакле, бешено носясь по африканской пустыне. Или хромоногого и кривого Мойдодыра, "умывальников начальника и мочалок командира". А как забыть волков, которые "от испуга скушали друг друга", или слониху, которая "вся дрожа, так и села на ежа". Сюрреализма и абсурда в спектакле предостаточно, равно как и трогательных или философских моментов, заставляющих задуматься: кем же на самом деле был Корней Иванович Чуковский – детский писатель и поэт, он же Николай Васильевич Корнейчуков, переводчик, внесший неоценимый вклад в развитие русской литературы. Удастся ли Корнею Ивановичу в причудливом мире сказок и грёз отыскать свою дочь Муру, о встрече с которой он так мечтает? Чем завершатся его невероятные приключения в мире сказочного абсурда? Каких знаменитых призраков он ещё встретит на своём пути? И расцветёт ли снова Чудо-дерево, давно засохшее от африканской жары? Ответы на эти и многие другие вопросы можно узнать, посетив спектакль. Не стану раскрывать финал, чтобы сохранить интригу и подарить будущим зрителям возможность самостоятельно открыть для себя все грани этой удивительной постановки. Несмотря на внушительную продолжительность, "Чуковский" смотрится на одном дыхании, оставляя ощущение легкой грусти от своего завершения. Безусловно, в Театре Ермоловой родился потрясающий спектакль, достойный стать отличным подарком зрителям к началу юбилейного сотого сезона и главным театральным хитом Москвы. Хочется искренне поздравить весь творческий коллектив с несомненным успехом и пожелать спектаклю "Чуковский" долгой и яркой сценической жизни, которая ему, без сомнения, уготована.

"Чуковский" в Театре Ермоловой: исповедь великого сказочника на пороге вечности
© Ревизор.ru