27 сентября отмечается праздник Воздвижения Креста Господня
27 сентября мы отмечаем праздник Воздвижения Креста Господня, установленный в честь обретения в 327 или в 328 году святой равноапостольной царицей Еленой Креста, на котором был распят Иисус Христос. Именно после этого события среди христиан и утвердилось поклонение Кресту Господню. В самой истории о том, как был найден и поднят над землей Крест Распятия Спасителя, есть все - и мученические смерти, и прекрасная трактирщица, ставшая императрицей, и чудо победы, и таинственное видение, и снова чудеса - на этот раз исцеления. И даже ответ на вопрос: почему христиане поклоняются орудию мучительной смерти своего Бога - Иисуса Христа? Но об этом чуть позже, сначала про то, как случилось, что Крест решили искать.
Первые христиане благоговейно относились к местам, связанным с земной жизнью и смертью Спасителя, но в 70-м году по Рождеству Христову Иерусалим был разрушен римским императором Титом. Как сообщает историк IV века Евсевий Кесарийский, язычники, населявшие в те дни город, делали все, чтобы осквернить и стереть с лица земли места, связанные с именем Иисуса. Так, нарочно был изменен вид Голгофы - горы, где был распят Спаситель. Евсевий пишет, что пещеру, в которой было погребено тело Христа, специально засыпали мусором, насыпь замостили камнем и на этом "фундаменте" воздвигли алтарь богине сладострастия Афродите. Если учесть, что на месте полностью разрушенного Титом Иерусалима император Адриан (II в. н.э.) отстраивал новый город, возводя повсюду языческие капища, станет ясно, почему обретение святыни шло крайне нелегко.
Причем до 313 года искать Крест Господень было бы не просто опасно - немыслимо. В 313 году в Медиолане (сейчас Милан) римский император Константин Великий вместе с восточным соправителем Лицинием огласили так называемый Медиоланский эдикт, в котором толерантность объявлялась основой отношений государства ко всем религиозным общинам, в том числе и к христианской. Впервые за христианами были официально закреплены и право жить согласно Заповедям Христа, и возможность исповедовать свою веру. До того подобной привилегией обладали только язычники, иудеи, сторонники культов, сатанинского толка. А христиан, отказывавшихся присягать в верности языческим идолам, беспощадно уничтожали, причем делалось это с демонстративной сатанинской жестокостью - за три столетия десять волн лютых, кровопролитных преследований. Имена самых стойких мучеников Церковь помнит и поминает до сих пор. Медиоланский эдикт не смог окончательно остановить гонения, они еще дважды возобновлялись, но легализация христианства не только дала людям возможность верить, вывела Церковь из катакомб, послужила распространению вести о Воскресении Христа по всему миру, но и стала мощным импульсом для развития всей цивилизации. И роль Креста здесь невозможно переоценить.
Но кем был Константин Великий, прекративший гонения? Будущий первый христианский император и основатель Византии родился в конкубинате римского офицера Констанция I Хлора и его конкубины Елены. Конкубинатом в Риме тех времен называли длительное сожительство мужчины с незамужней женщиной низшего сословия, такие союзы порицались. О Елене также известно, что она была stabularia, стабулярией, - то ли дочерью хозяина дешевого придорожного трактира, то ли его хозяйкой, то ли работницей на скотном дворе, то ли той, кто развлекает гостей, - не ясно. Зато ясно, что мать будущего императора не просто обладала привлекательной внешностью, но и оказалась неординарной личностью. Когда Константину исполнилось лет восемнадцать, его отец оставил Елену и вступил в брак с падчерицей одного из соправителя Римской империи. В новом, законном браке у Констанция Хлора один за другим рождались дети - три дочки, три сына. Когда Констанций Хлор, ставший императором, умер, власть унаследовали не они, а опытный военачальник и искушенный политик Константин. Первые годы после смерти отца Константин провел в сражениях. Одна такая битва - с Максенцием, захватившим власть в Риме, принесла Константину победу, а миру - весть о том, что Крест может быть защитой от врага.
Как сообщает Евсевий, а он, напомню, был современником Константина, стены Рима считались неприступными, римский гарнизон Максенция хорошо подготовленным к осаде и войско великим, а вот армия будущего императора, напротив, была малочисленна. Противостояние явно неравное. Но накануне битвы Константин видит в небе coeleste signum Dei - "небесное знамение Бога": перекрывающий солнце крест и слова hoс vinces, которые наши предки через столетия перевели как "Сим победиши", а мы фразой "под этим знаком ты победишь". И Константин, который на тот момент еще не был христианином, размещает на щитах и штандартах своего войска крест и две начальные буквы имени Христа, а затем бесстрашно ведет свое войско на Рим.
Одержанная той осенью 312 года победа так впечатлила Константина, что на следующий же год он издает Медиоланский эдикт, прекращает гонения, проводит реституцию собственности, отобранной у христиан, начинает возводить христианские храмы. Став единовластным правителем империи, Константин дарует в 324 году своей матери титул "августы" - кто-то переводит этот слово как "императрица", но в русской традиции называть Елену царицей.
К высокому титулу Константин делегирует матери "право употреблять по собственному желанию царскую казну и распоряжаться всем, как она захочет". Известно, что к тому моменту царица Елена была уже христианкой, Евсевий пишет, что крещение произошло под влиянием сына. И это, конечно, объясняет горячее желание Елены найти Крест Господень.
Крест издавна считается силой, ограждающей от зла, защищающей от нечисти, укрепляющей нас в самые решающие моменты нашей жизни
Идея, конечно, была невероятной. И даже не потому, что к 237 году Елене было за семьдесят, а путь из Рима в Иерусалим по тем временам даже для царицы сопрягался с большими трудностями. Неординарность мечты Елены достать из-под спуда земли и веков Крест Господень заключалась в другом. Дело в том, кресты распятия до сей поры считались настолько жуткими и презренными орудиями казни, что крестной смерти подвергали только рабов, римским гражданам, совершившим даже самые страшные преступления, попросту отсекали головы, а философ Цицерон считал, что римскому гражданину и свободному человеку оскорбительно даже просто упоминать о такой вещи, как казнь на кресте. Не то что поклоняться Кресту.
Но, видимо, что-то произошло в сердце этой некогда юной и прекрасной стабулярии, раз она ощутила, поняла: после Воскресения Христа из мертвых Крест Господень уже не орудие мучительных страданий и смерти, а точка мироздания, сфокусировавшая в себе Победу Христа над этой смертью. Святыня, дарующая жизнь.
Бесспорно, есть доля чуда в том, что поиски царицы Елены увенчались успехом и она нашла место, где по повелению императора Адриана возвели капище в честь богини сладострастия. Когда языческая кумирня была разрушена, когда разбросали мусор и раскопали землю, все увидели, что перед ними место Гроба Господня и Воскресения Христа. Царица Елена обнаружила и Лобное место, где был распят Иисус вместе с двумя разбойниками, там нашли три креста, гвозди и, отдельно, дощечку с надписью на трех языках. Надпись, сделанная рукою Пилата, гласила "Иисус Назорей, Царь Иудейский" и была изначально прикреплена к Кресту, на котором распяли Христа.
Таким образом, захоронение крестов, на которых были казнены Иисус и два разбойника, нашли. А дальше главный вопрос: как определить, какой из трех найденных крестов - тот самый, что мы пишем с заглавной буквы, то есть Крест Господень?
И тут помогло чудо. По сообщению историка V в. Сократа Схоластика, от одного из найденных крестов произошло исцеление тяжелобольной женщины, что стало доказательством: это и есть Крест, на котором был распят Иисус. Так благодатная сила Животворящего Креста была открыто явлена в нашем мире. Подняв Крест Господень из-под земли, святая равноапостольная царица Елена продолжила воздвигать его и дальше: обнаружив Голгофу, Крест Господень и гробницу Христа, царица Елена, как пишет Сократ Схоластик, решила "создать на месте гробницы молитвенный дом". Так был построен храм Гроба Господня. Так началось всеобщее христианское поклонение Кресту Господню.