Древности Херсонеса: Базилика 1935 года
Наш новый текст «Древностей Херсонеса», написанный сразу двумя авторами портала «Российские древности», необычен по нескольким причинах. Во-первых он посвящен нескольким зданиям, существовавшим на одном пятачке крымской земли (но это как раз частое явление). Во-вторых, его действительно писали два автора, каждый из которых написал достаточно много. В-третьих, этот памятник был изображен на банкнотах и монетах, обращавшихся как в Украине, так и в России. А, в-четвертых, и в-главных, этот текст имеет посвящение. Мы посвящаем статью замечательному крымскому археологу, Дмитрию Коробкову, трагически погибшему в Херсонесе в сентябре 2001 года, внесшему заметный вклад в изучение памятника, о котором пойдет речь. И не только. Дмитрий Юрьевич, «Димыч» стал Учителем главного редактора портала, посвятившим его в археологи на алтаре херсонесской базилики в базилике за полтора месяца до своей гибели.Фото: Алексей Паевский, февраль 2021 годаВесной 1935 года команда археолога Григория Дмитриевича Белова (1898-1979), ведущая раскопки в IX квартале древнего Херсонеса Таврического, наткнулась на остатки грандиозной трехнефной базилики VI века: колонны с ажурными капителями, мозаичный пол и фрагменты мраморных плит из саркофагов. Отсюда и пошло условное название объекта «Базилика 1935 года».Григорий БеловНо настоящей сенсацией стало не обнаружение базилики как таковой. В слоях конца IV века, проступили следы более скромного здания из сырцового кирпича, украшенного фресками с изображениями фазанов и павлинов. Как потом оказалось, это была синагога, первая документально подтвержденная еврейская молельня в Северном Причерноморье (в 2023 году археологи найдут древнейшую синагогу в Фанагории — та существовала еще в I веке). Нашлись и другие свидетельства наличия иудейской общины в Херсонесе. Так уже после войны в нижних частях кладки базилики нашлась плита с весьма качественно изображенной менорой, чуть позже в стене могилы римского времени была найдена еще одна каменная плита с грубо процарапанным семисвечником.Менора из кладки базилики 1935 года. Фото: Алексей Паевский, февраль 2021 годаМенора из римской могилы. Фото из: Золотарев М., Коробков Д., Ушаков С., Макленан Р., Оверман А., Оливье Дж., Эдвардс Д., Линстром Г. при участии Олениной Е. Древняя синагога в Херсонесе Таврическом: материалы и исследования Причерноморского Проекта 1994 – 1998 гг. Том. 1 М.,2013Сегодня «Российские древности» расскажут об этом удивительном памятнике древности, который привлекает интерес исследователей всего мира, становится объектом научных споров и остается источником знания об истории древних поселений. Но обо всем по порядку.Для начала напомним, что само слово βασιλική означает «дом базилевса» или «царский дом». Этот тип прямоугольной постройки, разделенной на, чаще всего, нечетное количество внутренних членений-нефов (от латинского navis — корабль) появился еще в древней Греции и Риме, но в Константиновской архитектуре и вообще в Византии раннего времени они стали традиционными.Стены обнаруженной исследователями базилики сохранили штукатурку с граффити на греческом и иврите, включая имена «Иуда» и «Енох», а также слово «евлогия» (благословение), что указывает на религиозное использование здания. При этом некоторые исследователи отмечают, что эти фрески изначально имели светский характер, принадлежали жилому дому, позже переоборудованному в молельню.Найденная Беловым «неожиданная мозаика в боковых нефах», где под слоем христианских крестов проступают гирлянды и растительные мотивы, может быть свидетельством преемственности, когда старые элементы не уничтожались, а закрывались новыми. И это подтверждает гипотезу о мирной ассимиляции еврейской общины, возможно, крестившейся под давлением эдикта Феодосия 379–395 годов. Эти находки не только обогатили знания о жизни и быте жителей Херсонеса, но и показали, как один объект может объединять две религиозные традиции.Фото: Алексей Паевский, февраль 2021 годаОт синагоги IV века к базилике VI векаБазилика 1935 года и окружающее пространство — это не просто архитектурный памятник, а своего рода археологический «срез», демонстрирующий эволюцию религиозных традиций Херсонеса Таврического. Нужно сказать, что археологическая ситуация в Херсонесе вообще — одна из самых сложных в мире. Здесь в относительно небольшом (например, по сравнению с тем же Новгородом Великим) культурном слое «спрессованы» почти две тысячи лет активной истории города — с начала заселения его в VI веке до нашей эры до его запустения веке в XV.Раскопки Белова показали существование на одном и том же месте трех зданий религиозных, которые условно обозначают как «базилика I», «базилика II» и «базилика III» (а сам квартал XIX в Херсонесе, где расположена базилика, был застроен еще в конце IV — начале III века н.э., на участке базилики располагалось четыре крупных жилых дома. Позже это пространство превратилось в площадь.План раскопанных построекВ конце IV века на месте будущей базилики существовала небольшая постройка из сырцового кирпича, переоборудованная в синагогу. По данным раскопок 1935–1936 годов, здание имело прямоугольную выемку 5×3 м, которую исследователи считают основанием для бимы — возвышения, где читали свитки Торы. Стены украшали фрески с фазанами, павлинами и гирляндами, вероятно, остатки светской росписи жилого дома, что подтверждает гипотезу о его переделке. На юго-восточной стене, предположительно, была ниша для хранения священных текстов. Эта синагога, вероятно, служила небольшой общине — около 200–300 человек, еврейских торговцев и ремесленников.Реконструированные фрески из раскопок в экспозиции Херсонесского музея-заповедника. Фото: Алексей Паевский, февраль 2021 годаРеконструированные фрески из раскопок в экспозиции Херсонесского музея-заповедника. Фото: Алексей Паевский, февраль 2021 годаПереломный момент наступил в 379–395 годах, когда эдикт императора Феодосия Великого сделал христианство государственной религией Римской империи. Это совпало с перестройкой синагоги в христианскую церковь. Раскопки показывают, что примерно тогда к восточной стене пристроили пятигранную каменную апсиду, а на штукатурке поверх старых фресок появились надписи и рисунки с христианскими символами.Фото: Алексей Паевский, февраль 2021 годаОбнаруженная синагога ставит вопрос об эволюции религии в Херсонесе. Вот как писал об этом Дмитрий Коробков в своей статье «Синагога и церковь Херсонеса Таврического — вражда или преемство?»:«Во-первых, теперь появилось доказательство наличия верующих иудеев в древнем Херсонесе. Во-вторых, последовательное существование на одном участке иудейского и, затем, христианского культового сооружения позволило говорить о неожиданно быстрой (возможно, насильственной) перестройке межконфессиональных отношений.Вместе с тем остро обозначилась дилемма в согласовании прежде известных и вновь открытых исторических свидетельств. С одной стороны, будто бы получила поддержку традиционная версия православного предания: праведники-епископы замучены иноверцами, но впоследствии вера торжествует благодаря вмешательству императора и явленному чуду. Не менее вероятной (и более историчной) представлялась также обратная схема: вооруженный захват и разрушение синагоги христианами-неофитами, оправдание этих действий post factum выдумкой о замученных епископах. Дополнительный анализ археологических данных открывает перед нами возможность иной реконструкции херсонесских событий».Прервем обширную цитату и вспомним, что же за история с праведниками-епископами.Мы уже обращались к части этой легенды в тексте о четырехапсидном храме в Херсонесе.В греческих и славянских минеях под 7 марта мы можем найти текст «Страдания святых священномучеников и епископов Херсонесских», в котором мы можем прочитать и о том, как миссионеры прибывали в Херсонес, и там их убивали, а затем в Херсонес прибыл епископ Капитон, который сумел обратить жителей этого полиса в христианство благодаря чуду.Неверующие сказали Капитону, что если его Бог так велик, то пусть он войдет в одну из горящих печей для выделки извести, предназначенной для строительства храма, ну а если уж выйдет оттуда живым – тогда уж уверуем. Капитон согласился, но поставил практичное условие — дескать, отдайте своих детей воинам, и если он таки выйдет из печи невредимым, а херсонеситы таки не уверуют, то тогда в печь уже отправляются дети. Условия были приняты, Капитон вошел в печь, прошел там некоторое время и вышел целым, прижимая угли к животу. Естественно, херсонеситы уверовали.Итак, первые два варианта смены принадлежности базилики были зеркальными: либо сначала миссионеров убивали, а потом иудеи и эллины-херсонеситы резко уверовали, либо христиане-неофиты сожгли и разрушили синагогу, вероятно, убив ее прихожан и отстроили на ее месте новую базилику.Вид со стороны базилики в базилике. Фото: Алексей Паевский, февраль 2021 годаНо археологическая картина говорит о другом: сначала была синагога (а возможно еще раньше — жилой дом) — небольшое здание из сырцового кирпича. В ней есть фрески, на фресках есть граффити на иврите (в том числе и с упоминанием Иерусалима, и, кажется, иудеев из соседнего Пантикапея, что свидетельствует об общении или даже общем происхождении иудейских общин). А затем, в какое-то время, к зданию просто пристраивается абсида, а на тех же фресках, которые продолжают поновляться рядом с иудейскими граффити (никто их не сбивает и не заштриховывает) появляются и христианские надписи. Что означает, что скорее всего, здание даже не поменяло владельцев, которые сами сменили конфессию. А синагога стала, вероятнее всего, первой христианской церковью Херсонеса. Исследователи отмечают, что, вероятно, как раз наличие иудейской общины, спокойно жившей среди эллинистического «позднеримского» населения, облегчило понимание и принятие пришедшего в Херсонес в IV веке христианства.Базилика 1935 года (II). 3D реконструкция. Вид с юго-востока Карнаушенко А.Д., Карнаушенко Э.НБазилика 1935 года (II). 3D реконструкция. Вид с юго-запада. Карнаушенко А.Д., Карнаушенко Э.НИнтересно, что, судя по археологическим данным, базилика I имела целых три (а то и четыре) периода в жизни: сначала здание из сырцового кирпича (возможно, изначально — жилое, тогда мы имеем два первых этапа), затем — пристройка абсиды, еще в IV веке, затем — не ранее середины V века — обветшание и перестройка стен, когда совсем старые стены из сырцового кирпича разобрали, и от пристроенной абсиды вывели новые стены. Вариант: стены разрушились в 480 году от землетрясения, и перестройка была вынужденной. Тогда же в кладку стены попадает камень с менорой (сейчас его, как и реконструированные фрески можно видеть в Херсонесе, что, судя по всему, не вызывало протеста у местных христиан, как и включение в пол базилики II античных почетных декретов на мраморе и плит с загородного античного некрополя.3D-реконструкцияВ любом случае, к концу VI — началу VII века на месте старой церкви — бывшей синагоги выросла трехнефная базилика II, ставшая культовым центром Херсонеса. Ее размеры 32,5 × 18,5 м и архитектура с двумя рядами по шесть колонн впечатляют. Средний неф выложен мраморными плитами из римских саркофагов с языческими рельефами, боковые — мозаикой, а капители колонн сочетают «феодосиевский» стиль с коринфскими мотивами. Это прямо указывает на использование строительных материалов из более ранних построек.Фото: Алексей Паевский, февраль 2021 годаБазилика включала нартекс и баптистерий (крещальню), что подчеркивает ее значимую роль. Интересно, что мозаика с растительными орнаментами в боковых нефах могла быть частью синагогального наследия, адаптированного под новый культ. Это время – пик византийского влияния на Херсонес, когда город стал важным религиозным центром Таврики.После своего расцвета в VI–VII веках базилика II пережила череду разрушений, которые определили ее нынешнее состояние как археологического памятника. Именно ее остатки, восстановленные сейчас насколько это возможно, стали символом современного Херсонеса и попали на новые российские 200 рублей, а также во многие художественные фильмы, где мраморные колонны играли «нечто античное». Также базилика изображена (так же — без наименования, как и на купюрах) на памятных 25 рублях Банка России (2017 год, серебро).Базилика на купюре в 200 рублей Банка РоссииБазилика и присяга граждан Херсонеса на 25-рублевой монете Банка РоссииЭто роскошество разрушилось к IX-X веку. То ли нашествия (может быть, и сам Владимир, взявший Херсонес, постарался), то ли пожары или землетрясения. В любом случае, во времена Крещения Руси или около того, от базилики II стояли лишь руины.Фото: Алексей Паевский, февраль 2021 годаСредний неф был частично засыпан, а на его месте появилась небольшая базилика III.Некоторые исследователи предполагают, что в период османского владычества этот храм использовался уже мусульманами. Хотя прямых артефактов, подтверждающих это, нет (последние археологические данные в культурном слое относятся к XIII веку). К времени падения Херсонеса здание уже представляло собой руины, частично засыпанные грунтом и покрытые растительностью.Базилика 1935 года (II). 3D реконструкция интерьера. Карнаушенко А.Д., Карнаушенко Э.НБазилика 1935 года (II). 3D реконструкция интерьера. Карнаушенко А.Д., Карнаушенко Э.НБазилика 1935 года (II). 3D реконструкция интерьера. Карнаушенко А.Д., Карнаушенко Э.НВозрождение интереса к базилике началось в XX веке. После открытия 1935–1936 годов первая консервация была проведена в 1936 году под руководством Белова. Далее последовали этапы реставрации, которые фокусировались на укреплении руин, но не на полной реконструкции. Цель восстановительных работ заключалась в том, чтобы сохранить аутентичные остатки.Сегодня Базилика 1935 года входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ее состояние оценивается как удовлетворительное, но уязвимое. Среди основных угроз – антропогенная нагрузка, эрозия от морского прибоя и разрастание растительности, а также современные вандалы, любящие оставить свои граффити на колоннах.Фото: Алексей Паевский, февраль 2021 годаБазилика — это не просто археологический памятник, а живое свидетельство сложной истории религиозных трансформаций региона. Ее слои, от синагоги конца IV века до византийской базилики VI–VII веков, отражают не только смену культов, но и возможную преемственность между иудаизмом и христианством.Текст: Мария Буклаева, Алексей Паевский