Город, не склонивший голову перед врагом
По одной из самых популярных для прогулок столичных улиц — Тверской — теперь проходит маршрут «Бессмертного полка». А в годы войны эта улица, носившая тогда имя Горького, стала свидетельницей важных исторических событий.
Что сейчас на Тверской напоминает о военной истории, москвичи могли узнать на одной из недавних экскурсий в рамках Дней исторического и культурного наследия. Корреспондента «Вечерней Москвы» по ее маршруту провела экскурсовод Светлана Щипорска.
Для многих москвичей, которые уходили на защиту Родины, война началась на Белорусском вокзале, откуда отправлялись эшелоны бойцов. Именно там, по словам Светланы, впервые прозвучала песня «Священная война». Ее текст был написан Василием Лебедевым-Кумачом и одновременно опубликован 24 июня в газетах «Известия» и «Красная звезда». Почти сразу же композитор Александр Александров написал к ней музыку.
А наш путь от Белорусского вокзала по Тверской лежит в сторону Красной площади.
— Вот здание Центрального телеграфа, построенное в 1925–1927 годах по проекту архитектора Ивана Рерберга, — рассказывает Светлана Щипорска, останавливаясь у дома 7 по Тверской улице. — Именно отсюда 22 июня 1941 года советский политический и партийный деятель Вячеслав Молотов объявил о начале войны. Ходит много слухов, почему это сделал Молотов, а не Сталин. Сохранилась книга с документальными подтверждениями, где по часам и минутам расписано, кто входил к Сталину в кабинет 22 июня, так что он в этот день был в столице. Да и сам текст сообщения Молотов и Сталин составляли вместе. Заканчивал свою речь Вячеслав Михайлович фразой, ставшей потом знаменитой: «Наше дело правое! Враг будет разбит, Победа будет за нами!».
Светлана поясняет, что уже 22 июня в Москве ввели военное положение.
А мы подходим к двум зданиям, под номерами 9 и 11, по Тверской улице. Экскурсовод обращает внимание на гранитную облицовку цокольных этажей.
— Гитлер хотел молниеносно расправиться со всем Советским Союзом и с его столицей Москвой, — продолжает экскурсовод. — Уже 7 ноября 1941 года он планировал провести на Красной площади парад. Для этого успели пошить парадные мундиры солдатам вермахта, изготовить медаль «За взятие Москвы» и даже пригласить корпус французского легиона. Планировалось, что так они смогут взять реванш за события 1812 года. А во время боев под Можайском в 1941 году наши солдаты нашли вагон с трофейным гранитом из Финляндии, из которого враги хотели сделать обелиск с надписью по-немецки «Здесь была Москва». Для уничтожения столицы у Гитлера было два плана. Или затопить город, или стереть его с лица земли, подвергнув массированному обстрелу. Но этим планам, к счастью, не суждено было сбыться. А вот привезенного фашистами гранита, по легенде, как раз потом хватило на облицовку этих домов. И парад на Красной площади состоялся, но участвовали в нем не немцы. Это очень подняло наш боевой дух, потому что все увидели, что Советский Союз героически сражается. Гитлеру даже боялись доложить о параде, но он сам включил радио и услышал топот сапог, русскую речь и звуки маршей. Тогда он страшно разозлился и приказал поднять Люфтваффе, чтобы разбомбить Москву. Но советские войска ПВО сбили 34 немецких самолета на подлете к столице.
Светлана Щипорска уточняет, что и немцы все-таки прошли по улице Горького. Правда, совсем не так, как планировали.
— 17 июля 1944 года состоялся «Парад побежденных», или, как его еще называют, операция «Большой вальс»,— рассказывает экскурсовод. — 58 тысяч пленных фашистов привезли в Москву. Их содержали на стадионе «Динамо» и на Центральном ипподроме. Немцы поначалу решили, что их привезли для показательного расстрела. Но нет. Генералов почистили, чтобы выглядели получше, а солдат повели как есть. Они прошли часть пути по улице Горького до Садового кольца. А потом одних повели до Курского вокзала, а других до станции «Канатчиково». Следом ехали поливальные машины, чтобы смыть с мостовых весь фашистский дух.
А наш путь лежит дальше, к одному из самых известных мемориалов — Могиле Неизвестного Солдата.
Светлана рассказывает, что одним из инициаторов установки памятника стал первый секретарь Московского горкома партии, бывший фронтовик Николай Егорычев.
— Было несколько вариантов для размещения мемориала, — поясняет экскурсовод. — Егорычев предложил установить его при входе в Александровский сад. Но Леонида Брежнева это не устраивало: он решил, что тогда надо будет сносить обелиск с именами революционеров, который стоял на том месте. Однако Егорычев нашел решение, которое устроило Брежнева: он предложил отодвинуть обелиск немного в сторону. Так и сделали. И 3 декабря 1966 года прах солдата, найденного под Зеленоградом, где в 1941 году началось наступление Красной армии, привезли к Кремлю на оружейном лафете.
Вместе с Леонидом Брежневым у ворот Александровского сада его встречали Маршалы Советского Союза Георгий Жуков и Константин Рокоссовский. Они присутствовали на торжественном захоронении.
Сам же мемориал появился в 1967 году. Он получился скромным, но выразительным. Над его созданием работала целая группа архитекторов. Вечный огонь привезли из Ленинграда, с Марсового поля. Факел нес легендарный летчик Алексей Маресьев. А потом передал его Леониду Ильичу, и тот зажег огонь.
Рядом с Могилой Неизвестного Солдата установлены тумбы с названиями Городов-героев и Брестской крепости. Москвы среди них нет: считается, что она и так вокруг. А дальше выбиты названия Городов воинской славы, и там еще остались места — их список может пополниться в будущем.
Закончилась наша экскурсия на Красной площади, где 24 июня 1945 года состоялся Парад Победы.
— Командовал им Константин Рокоссовский, а принимал Георгий Жуков, — уточняет Светлана.— В день парада брусчатка была очень скользкой из-за непрекращающегося целый день дождя, и лошади могли подвернуть на ней ноги. Но все, ксчастью, обошлось. Парад продолжался два часа девять минут и стал для москвичей настоящим праздником.
КСТАТИ
Первая бомбардировка Москвы во время Великой Отечественной войны произошла в ночь с 21 на 22 июля 1941 года. Она началась около 22:10 и продолжалась до 4:00. Один из самых мощных ударов предназначался Наркомату обороны (это приметное здание с башней можно увидеть по адресу: Колымажный переулок, дом 14), но были разрушены особняк XVIII века камер-юнкера Васильчикова на Воздвиженке и Арбатский рынок. Также пострадали кинотеатр «Художественный» и Театр имени Вахтангова.