Отошёл к Сварогу. Умер писатель Александр Бушков.

О кончине Бушкова сообщил его знакомый писатель Дмитрий Иванов, а первая информация исходила от бывшей жены Бушкова Елены. В окружении покойного говорят: последний месяц он провел в больнице с ишемической болезнью сердца и плюс к тому заболел ковидом. Сегодня, 30 сентября, директор красноярского регионального отделения Союза писателей России Екатерина Малиновская заявила ТАСС, что их знатный земляк будет похоронен в Красноярске, причем решается вопрос о погребении на Аллее славы кладбища Бадалык. Малиновская же напомнила, что Александр Бушков в 1990-е годы являлся советником по культуре при своем тёзке, губернаторе Александре Лебеде. Редакция "Ревизора.ru" скорбит в связи с кончиной одного из самых заметных деятелей так называемой "массовой литературы" (по данным личного сайта автора, совокупный тираж его произведений превышает 17 миллионов экземпляров) и вспоминает его творческий путь. Александр Александрович Бушков родился 5 апреля 1956 года в Минусинске Красноярского края. По легенде, возможно, сочиненной самим писателем, имел польские корни. Но так как параллельно он утверждал о своем родовом "отношении к литвинам", в польские корни верится слабо. Дело в том, что литвинами зовут литовских евреев. Антисемитизм же Бушкова известен всем, кто читал его публицистику. В целом писательская биография Александра Александровича чем-то напоминает становление в литературе Алексея Максимовича Пешкова – Максима Горького. Это были самые настоящие "университеты", пройденные "в людях". В школе будущий писатель слыл двоечником и хулиганом, а в институт даже и не думал поступать. В 1972 году юный Бушков вместе с семьей переехал в Абакан, столицу республики Хакасия, а в начале 1980-х он уже самостоятельно подался в краевой центр Красноярск. Работал, как водится, почтальоном, грузчиком, страховым агентом, ходил в геофизическую экспедицию и служил рабочим сцены в театре. И при этом занимался самообразованием путем чтения книг. Александр Бушков хвалился: мол, его личная библиотека такой величины, что пришлось достраивать для ее размещения второй этаж у загородного дома. Впрочем, самообразование в его случае оказалось эффективным. Бушков даже освоил польский язык (а вдруг и вправду пробудились отдаленные корни?..) и переводил польскую фантастику. Так, им сделаны русскоязычные версии нескольких рассказов польских фантастов для сборники "Истребитель ведьм" и первые переводы на русский рассказов Анджея Сапковского о Ведьмаке, которые там и "засветились". Еще сибиряк переводил с английского Роберта Говарда. Фото: Елена Кулешова / Telegram, РИА Новости / ria.ru / НГС Творческие чакры у Александра Бушкова открылись ещё в конце 1970 годов. В 1981 году журнал "Литературная учёба" опубликовал первую его повесть "Варяги без приглашения", кроме того, автор появлялся в журналах "Урал" и "Вокруг света". Пять лет спустя Красноярское книжное издательство выпустило дебютную книгу "Стоять в огне" из трех повестей и пяти рассказов (все – фантастика). То был первый шаг к шквальным тиражам, что ожидали Бушкова в новое время. Считается, что писатель Александр Бушков вышел из редакции "Молодой гвардии" и из "опеки" советского автора научной фантастики Владимира Щербакова, числившего себя учеником Ивана Ефремова. К слову, много лет спустя, в 2021 году, Бушков получил главный приз литературной премии имени И. А. Ефремова. Это значит, что вклад автора в отечественную фантастику оценен высоко, хоть Бушков и специфичен как автор сайн-фикшна. В годы перестройки Александр Бушков писал не только художественную прозу, но и публицистику правого толка, проявляя едва ли не монархические взгляды. Его позиция "оконкретилась" в цикле книг "Россия, которой не было", призванном опровергнуть господствующие, на взгляд Бушкова, в истории и обществоведении теории. Книги этого цикла выходили в свет с 1997 года. Александр Александрович опровергал многие постулаты, считая "вредоносными" для нашей страны таких разных правителей, как Петр I, Николай II, Никита Хрущев и т.д. Одно время Бушков мыслил в унисон с Анатолием Фоменко , пересматривавшим хронологию Руси, затем России. А затем охладел и к его концепции. Вообще, в исторической аналитике Бушкова порой просматривалось уместное для отлично покупаемого автора идти навстречу пожеланиям публики, придавая даже якобы научным трудам некую скандальность и отрицание ради самого отрицания. Кроме того, есть небезосновательное мнение, что публицистические труды Бушкова зачастую были популяризацией идей других авторов, а не собственных. Такова и имени Бушкова издаваемая серия "Александр Бушков. Загадки истории" для печати книг разных авторов, "альтернативно" смотрящих на исторические события. Чтобы не возвращаться к теме Бушкова – создателя нон-фикшна, скажем тут, что его исторические сочинения снискали критику профессиональных историков. Глеб Елисеев посвятил ему статью "Историк России, которого не было", где указал на множество недочетов, начиная с того, что он реально не знал официальных точек зрения и называл таковыми или устаревшие, или вовсе несуществующие взгляды. Писатель и историк Дмитрий Володихин саркастически звал исторические книги Бушкова "фолк-хистори" и критиковал его манеру повествования, где он с ходу делил своих потенциальных читателей на две категории. "Плохие" – это те, кто "привык механически принимать на веру всё, о чём гласят толстые, умные, написанные учёным языком книги" . Хорошие – "те, кто не чурается дерзкого полета фантазии, …старается доискаться до всего своим умом и рабскому следованию авторитетам предпочтёт здравый смысл и логику" . Коллега считал, что скептическим читателям Бушков заведомо создает "комплекс вины" за то, что они не принимают, в свою очередь, слепо на веру его конструкции. Были ученые, которые развенчивали и теории Бушкова по части биологии – хотя о естественных науках тот высказывался все же реже, чем об общественных. Но подлинную славу Александр Бушков снискал, конечно, не как ученый или публицист – а как маэстро остросюжетных коммерческих жанров. Он "проснулся знаменитым" в середине 1990-х с выходом фэнтези-дилогии о Станиславе Свароге, десантнике, попавшем в мир славянского фэнтези. Первые сочинения назывались "Рыцарь из ниоткуда" и "Летающие острова", а последняя еще не явилась миру, так как цикл книг о Свароге выходил по сей день, и автор не желал завершать похождения майора среди славянских божеств. Теперь, увы, он завершится по естественным причинам, если только не начнутся фанфики. Скорее всего, за ними дело не станет. Ведь и при жизни Бушкова, в 2005 году, некие анонимы издали под его именем роман "Не снимая маски", от которого Александр Александрович пылко открещивался. Кадр из фильма "Охота на пиранью". Фото: "Кинокадр" Пик популярности Бушкова пришелся на рубеж с Миллениумом, когда уже был налицо другой востребованный его цикл – "Пиранья", который дошел до экранизации, причем на уровне серьезных московских продюсеров. Жёсткий боевик с языка литературы на язык кино перевел в 2006 году режиссер Андрей Кавун. Кроме этих двух циклов, были разветвленная франшиза "Шантара", состоящая из множества детективно-боевиковых подциклов, и "Бешеная", название которой само за себя говорит. К безусловным положительным качествам прозаика Александра Бушкова относится, конечно же, его "многостаночность": ему были подвластны фэнтези, боевик, детектив, в том числе фантастический, научная фантастика, альтернативная история, ужасы и историческая публицистика (пусть и с оговорками). И – его практически сакральное отношение к процессу письма. По словам Александра Александровича, создание книг было его работой, от которой он не имел права отказаться и в которой не мог сделать отпуск, позволить себе творческий отдых, даже передышку. Он буквально следовал Юрию Олеше с его "Ни дня без строчки!". И еще – Бушков любил сильных и мужественных людей и старался воспеть их в своей прозе. Выделяются в смысле этих качеств герои Шантарского цикла. Все они не только сильны физически и хорошо вооружены – у них есть ментальная и нравственная сила, несгибаемый дух и железная воля. Именно этот "коктейль" помогает персонажам Бушкова превзойти любых противников. Может быть, в наши дни "крутой" боевик и "кровавое" фэнтези несколько утратили фавор у читателей. Пришли иные темы и другие расклады. Не сомневаюсь – проживи Александр Бушков дольше, он бы встроился в любой тренд (кстати, будучи членом Союза писателей России). Но раз судьба повернулась иначе, и автор отошел к Сварогу… Давайте помнить Бушкова как одного из первых авторов новой России, завоевавшего массовую любовь читателей и по заслугам окруженного большим фан-клубом. Фанаты звали писателя Сан Саныч. Прощайте, Сан Саныч! Спасибо, что были с нами так долго!

Отошёл к Сварогу. Умер писатель Александр Бушков.
© Ревизор.ru