В начальных классах ввели уроки занимательной математики

На днях мой сын-третьеклассник с грустью сообщил, что уроков у него будет еще больше. К пяти общеобразовательным дисциплинам в день добавляются хотя и внеурочные, но обязательные занятия занимательной математикой. Удивительнее всего было то, что после первого же такого урока ребенок вернулся домой абсолютно счастливый. С порога выдал задачку и пару вариантов решения. Выяснилось, новый обязательный внеурочный час занимательной математики появился во всех школах города со второго по четвертый классы. Что за проект и какова цель его введения, узнал корреспондент "РГ".

В начальных классах ввели уроки занимательной математики
© Российская Газета

Физкультура для ума

Родители нынешних школьников наверняка помнят занимательные задачки Якова Перельмана. Его книгу издания 1950-х годов даже в девяностые годы прошлого века многие любили штудировать из-за забавных опытов и задачек. Задуть свечку через бумажную воронку, поднять ногу стоя у стены... Все это требовало не знание формул, а умения логически мыслить. Нынешний час занимательной математики - аналог такого подхода, рассчитанный на детей, которые и не любят этот предмет. "Новый час можно назвать физкультурой для ума и мышления. Важно, чтобы во время решения задач ученик сам дошел до сути, пусть и не самым коротким путем. Чтобы он почувствовал радость своего первого маленького открытия", - говорит Иван Ященко. Прививать эту радость будут по специально созданному учебнику. Для учеников он не будет в открытом доступе, чтобы сохранять интригу и тренировать мозг на занятии, а не списывать правильный ответ, который сочинили родители дома. Как говорит популяризатор математики, один из инициаторов введения нового урока научный руководитель центра педагогического мастерства Иван Ященко. И будет прекрасно, по его мнению, если ученик поделится этими задачками с родителями, и они вместе поломают голову над ее решениями.

В основе учебника для занимательной математики труды талантливого московского математика Бориса Гейдмана, автора многих учебников для младших классов. К слову, сам Гейдман математикой заинтересовался через задачники Перельмана.

Московский колорит

Сейчас старые задачки осовременили, добавили московского колорита, включили узнаваемые достопримечательности: окружность Московского Кремля, высоту Ивана Великого, колонны Большого театра и прочее. Внедрили опыт методик центра непрерывного математического образования, созданного по инициативе правительства Москвы и Российской Академии Наук и МГУ им. М.В. Ломоносова, чтобы развивать мышление ребят поступательно. Рассчитаны учебники на преподавание один-два раза в неделю в течение всего учебного года. Для первого класса эти внеурочные часы стартуют с нового календарного года или с начала третьей четверти, так как пока малышня осваивает "Букварь".

Кто будет вести занятия

Для того чтобы вести внеурочный кружок, более 15 тысяч учителей начальной школы и студенты столичных педагогических вузов за минувшее лето прошли специальную переподготовку. Их главная задача во время урока - стимулировать у ребят жажду к самостоятельному мышлению, при этом уважительно относиться к идеям ребенка, путь и неправильным. Показать, что математика может быть интересным предметом, подтолкнуть к ее изучению. При этом, конечно, с учетом возрастных особенностей.

Математика ум в порядок приводит

Сколько часов занимательной математики ставить у ребят, один или два, решают сами школы. Оценок по предмету не будет, но, как рассчитывает Иван Ященко, ребята благодаря этим занятиям сами подтянут знания по математике : "Развивать мышление нужно всем, это полезно, есть даже знаменитое высказывание Михаила Ломоносова, что "математика ум в порядок приводит"".

Иван Ященко продолжает: "Отмечу, что, если 15-20 лет назад интерес к изучению математики был очень низким - сейчас идет большой рост в связи с интересом к ИИ, IT специальность, инженерии. И Москва тут несомненный лидер - это видно по итогам заключительного этапа Всероссийской Олимпиады школьников и по таким проектам в 7-11 классах, как "Математическая вертикаль" и "Математические классы". Сейчас мэр Москвы Сергей Собянин поручил усилить математическую подготовку и в 1-6 классах. И наш внеурочный час в этом поможет, он должен поднять рейтинг этого предмета у школьников. С начальной школы начали потому, что здесь у всех равные возможности, еще не видно, какие способности у ребенка наиболее выражены".

Урок для будущего

Ященко убежден, что математика и логическое мышление пригодятся и в будущем. Где нельзя будет обойтись без ИТ-технологий, искусственного интеллекта, где нужны физика и математика. А если ребенок будет склонен к точным наукам, его в средней школе будут ждать специалисты центра педагогического мастерства, чтобы не менее занимательно готовить к будущим олимпиадам.