Биолог Илья Гомыранов - о том, почему диких животных влечет в большие города

Кабаны, лоси и лисы, прогуливающиеся среди многоэтажек, уже давно мало кого удивляют. Белки и утки тем более вписались в городской "интерьер". Да что там - некогда теплолюбивые красноухие черепахи стали привычными обитателями московских водоемов. А в некоторых домах отлично прижились огромные тараканы с африканского Мадагаскара.

Биолог Илья Гомыранов - о том, почему диких животных влечет в большие города
© Российская Газета

Что их так манит в царство людей? Как и за счет чего они вживаются в экосистему больших городов? Об этом - в интервью "РГ" с биологом, писателем-натуралистом, сотрудником Сколковского института науки и технологий Ильей Гомырановым.

Илья, что так влечет диких животных в бетонные джунгли? Ведь, похоже, их не останавливает даже инстинкт самосохранения.

Илья Гомыранов: Привлекает прежде всего тепло, доступное жилье и обилие пищи. Добыть еду рядом с человеком бывает гораздо проще, чем в естественной среде обитания. Вот, к примеру, крысы, когда-то эти грызуны жили только в Юго-Восточной Азии вблизи водоемов. Кстати, хвост у них голый как раз потому, что с его помощью им очень удобно плавать. Но в Средние века крысы довольно быстро на кораблях с товарами стали распространяться по всему свету. Сегодня они живут даже на Крайнем Севере, практически везде, где есть человек, а значит, и пища, и теплое место. Живут они и в далеких поселках вахтовиков-нефтяников, и возле ученых, изучающих Арктику. Они всеядны, очень изобретательны и прекрасно приспособились жить рядом с человеком. Еду добывать несложно - за ней достаточно приходить на мусорки.

Когда-то голуби обитали только в Северной Африке, в Азии. Но они уже давно отлично чувствуют себя в мегаполисах. Большой город с его высотными домами для них все равно что скалы, в которых они когда-то жили. Голуби отлично запоминают мельчайшие детали: небольшие оконца, чердаки. Ведь когда-то они должны были точно запоминать место, где сделали гнездо, и этот навык им помогает и сейчас. Причем, в отличие от других птиц, которые кормят своих птенцов насекомыми и могут выводить потомство не больше двух раз в год, голуби выводят птенцов пять-шесть раз в год. У них в зобу есть железа, которая выделяет секрет, "птичье молоко", им они и кормят птенцов. Селятся в любых теплых местах и отлично размножаются.

Да, но откуда теплолюбивые экзотические красноухие черепахи в водоемах средней полосы?

Илья Гомыранов: Этих черепах всегда можно было с легкостью купить, возле метро, например. Живут черепахи долго, вырастают до огромных размеров, хозяевам часто надоедают, и их стали выпускать в водоемы. Казалось бы, у нас не так тепло, но красноухие черепахи приспособились жить в водоемах средней полосы. В Воронеже они уже активно вытесняют наши местные виды, болотную черепаху, например, занесенную в Красную книгу. Дело в том, что красноухие черепахи гораздо крупнее и агрессивнее болотных, съедают больше рыбы, могут нападать на птенцов. И во всем мире их численность стараются сдерживать, а домашнее содержание запрещают.

Сегодня нередко в московских домах можно встретить даже мадагаскарских тараканов, которых завозят в качестве корма для экзотических животных. Часть тараканов сбежали и приспособились жить и в наших краях. Были даже как-то новости по ТВ о том, что в московской подземке живут тараканы-мутанты. Нет, это не мутанты, это и есть мадагаскарские тараканы. Вообще-то очень теплолюбивый вид, живущий на африканском Мадагаскаре. Но который, удивительно, в итоге постепенно приживается и у нас.

Илья, численность животных, живущих в мегаполисах, нужно регулировать?

Илья Гомыранов: Отдельные виды, безусловно, да. Экосистема в городах создана человеком. И при всем нашем гуманизме мы вовсе не обязаны заботиться обо всех крысах и тараканах. Они вредят не только человеку. Если не бороться с крысами, они будут вытеснять белок, будут поедать яйца птиц.

В некоторых странах, в Италии, например, строго запрещено кормить голубей. Они могут быть распространителями опасных болезней. Их едкий помет разрушает памятники архитектуры. А сегодня только в Москве около миллиона голубей.

Тем более что свести к нулю численность городских животных, которые нам не особо нравятся, и не удастся. Битва с тараканами, например, напоминает гонку вооружений. Только человек изобретает одно средство, как тараканы к нему отлично приспосабливаются. Дело в том, что у тараканов большая устойчивость к ядам, и те особи, которые оказываются менее восприимчивы к новому средству, дают еще больше потомства. То есть естественный отбор работает на них благодаря тому, что они быстро и активно размножаются.

А если все-таки представить, что назавтра все же исчезнут все тараканы и крысы, не будет ли нанесен ущерб экосистеме городов? Есть ли хоть какая-то от них польза?

Илья Гомыранов: Любая экосистема - это хрупкий механизм. Стоит вынуть один кирпичик, стена, может, поначалу и выдержит, но уже не будет такой устойчивой. И крысы, и тараканы для кого-то служат ценным пищевым ресурсом. Тараканами могут питаться хищные насекомые, птицы. Крысы могут служить пищей для птиц, лис и кошек. И полностью истребляя одни виды, мы можем нанести непоправимый урон для других. Мы сегодня можем и не догадываться обо всех тончайших связях между животными, растениями, грибами, бактериями. Сколько было задумано проектов по искусственному созданию экосистем и у нас, в СССР, и в США. И все они были обречены на провал. Эти величайшие биопроекты пытались разработать на случай, если мы полетим когда-то на другие планеты и сможем искусственно там создать земную природную среду. Но пока это невозможно, поскольку невозможно воссоздать все связи в живой природе. Например, сотни, тысячи бактерий и грибов служат связующими нитями между организмами в естественных условиях. Про многих из них мы ничего не знаем, и эту экосистему легко разрушить, но невозможно восстановить.

Между тем

Какие животные стали привычными обитателями городов в других странах

Кто был в израильской Хайфе, знает, что там как дома чувствуют себя кабаны. Они ходят дружными "полубандитскими группировками" по улицам и промышляют еду с мусорок.

США оккупировали еноты, и там их добродушными животными мало кто считает. С умильным выражением мордочки, стоя на задних лапках, они выпрашивают еду, но это только начало. Еноты могут поселиться в доме и потом все в нем запросто разнести. В последнее время расплодились еноты и у нас, в Краснодарском крае.

В Барселоне и Баку городской птицей стали попугаи. И там это не меньшая проблема, чем у нас голуби. Они крикливые, с довольно мощным клювом. Так что от греха подальше в конфликты с ними лучше не вступать.

В странах Юго-Восточной Азии, в Индии отлично прижились в городах обезьяны. В туристических зонах они крадут у путешественников телефоны, очки и сумки, и некоторые возвращают "незаконно нажитое" за вознаграждение. Например, за бананы.

В Турции чайки научились даже мяукать, чтобы получать легкую еду. Они подходят к автоматам, раздающим корм для кошек, издают звук похожий на мяуканье, и автомат выдает им порцию еды. Городскими птицами стали чайки и у нас в Петербурге. И тоже довольно умело научились манипулировать людьми, выпрашивая пищу. Могут, например, подлететь к окну, постучать, чтобы получить свою порцию еды.