Нина Пушкова: Люди, не имеющие корней, призывают разрушать основу русской души
Минувшим летом полюбившиеся читателям романы "Богиня победы" и "Эликсир бессмертия", ранее вышедшие из-под легкого пера писательницы, лауреата Бунинской премии, а в прошлом актрисы, сценариста и продюсера Нины Пушковой, были изданы под единой обложкой в виде интригующей своим названием дилогии "Дочь спецагента". Однако уже вскоре дилогия о невероятных приключениях русской красавицы Ники и ее отце - отставном сотруднике советских и российских спецслужб - Сергее Францеве станет трилогией. Как стало известно "РГ", сюжетная линия нового произведения обещает стать настоящей сенсацией: роман, над которым в настоящее время активно работает писательница, перенесет читателя в роковые 1917-1918 годы, проведет через трагедию распада Российской империи и поломанные судьбы людей по обе стороны революционных баррикад, а затем снова вернет нас к бесстрашной Нике и ее геройскому отцу уже в наше время.
Как история переплетается с современностью? Почему революция всегда пожирает своих детей? Где автор нашла уникальные документы для своей новой книги? Какие философские вопросы поднимаются в новом историко-приключенческом романе? Об этом и многом другом наш корреспондент побеседовал с самой Ниной Пушковой.
Нина Васильевна, ваши предыдущие детективные романы неоднократно переиздавались различными издательствами, но сегодня найти их на полках книжных магазинов трудно, поскольку все распродано. Выпуск дилогии "Дочь спецагента" - это ответ на запрос читателей и издателей?
Нина Пушкова: Действительно, прошедшим летом мы специально собрали мою первую и вторую книги под одной обложкой. Сделали это для того, чтобы не только объединить два произведения, но и подогреть интерес к этой авантюрно-романтической истории. Напомню, что она разыгрывается в "лихие 90-е", увлекая читателей в приключения моих героев на фоне этого крайне непростого периода истории нашей страны. Разумеется, именно обратная связь со стороны моих читателей и издателей вдохновила меня на написание новой книги в этой серии.
Есть ли у нее рабочее название? Можно ли приоткрыть для нас тайну вашего творческого замысла?
Нина Пушкова: Рабочее название есть - "Алмаз Михаила Романова". Весь сюжет, конечно, не раскрою. Ведь, как сказал Лев Толстой, для того, чтобы пересказать книгу, я должен написать новую книгу. Но могу приоткрыть, что в новом романе я пишу об истории революции 1917 года. При этом в сюжете проглядывает наше время - повествование в итоге возвращает читателя к моей главной героине Нике. Надеюсь, что он будет интересен широкому кругу любителей жанра, потому что речь идет не о чистом детективе, как это было в двух предыдущих книгах серии, а о сюжете, замешанном на реальной истории нашей страны. Лично мне было очень интересно погрузиться в анатомию не столько самой Октябрьской революции и ее трагических последствий для нашей страны, сколько в эволюцию характеров и мировосприятия многих не выдуманных, а реально существовавших героев моей новой книги.
Мои книги - это не вымысел. Я лишь придаю этим реальным историям увлекательную форму и знакомлю с ними читателя
Октябрьская революция - крайне дискуссионный даже в среде профессиональных историков период. Нечастый выбор для современной художественной литературы...
Нина Пушкова: Для меня история - это абсолютно живая ткань. Это ткань развития человечества и самого человека. А еще история - это всегда урок. Ведь если ты не понял, что было у тебя в прошлом, то ты никогда не постигнешь настоящего, а уж о благополучном будущем без вынесенного урока и говорить нечего. Конфуций предостерегал: "Не дай вам бог жить в эпоху перемен". Я же жила не просто в эпоху перемен, а в эпоху очередного слома страны - в 1990-е годы, и видела анатомию этого слома. Думаю, что после анализа событий 1917-1918 годов ельцинская революция в России становится для нас понятнее.
Новый роман, как мне представляется, поможет читателям погрузиться в атмосферу, когда закрутилось "красное колесо". Он даст возможность лучше постичь те трагические события через близкие к нашему времени драмы и судьбы моих героев.
Кто же они?
Нина Пушкова: Речь в книге, в частности, идет о великом князе Михаиле Александровиче Романове. И о его расстреле большевиками. Парадоксально, что все, например, знают Юровского, расстрелявшего царскую семью Романовых в доме купца Ипатьева в Екатеринбурге. Считается, что именно с этой трагедии началось убийство прежней России и закрутилось колесо террора. Но мало кто знает, что было и еще одно предваряющее окончательную гибель Российской империи убийство, которое случилось за месяц до расстрела Николая II. В ночь с 12 на 13 июня 1918 года в Перми был убит великий князь Михаил Романов - брат Николая II, в пользу которого последний российский император отрекся от престола. Это трагическое убийство случилось светлой июньской ночью рядом с пермскими военными складами и заводами Нобеля в Мотовилихе. Другой герой книги, точнее, антигерой, это главный организатор расстрела Гавриил Мясников.
Каким образом вам удалось с исторической точки зрения реконструировать картину произошедшего, а затем подать ее читателям в художественном исполнении?
Нина Пушкова: Я работала в Пермском государственном архиве социально-политической истории. Это главный архив Пермского края, который мой муж Алексей Константинович Пушков имеет честь представлять в Совете Федерации. В ходе разбора исторических документов в архиве я наткнулась на потрясающие подробности последних дней великого князя Михаила, о которых мало известно. В восстановлении деталей тех событий мне также помогло изучение историографии, прежде всего воспоминаний "автора" этого убийства Гавриила Мясникова. Кстати, книга Мясникова так и называется: "Философия убийства, или Почему и как я убил Михаила Романова". Я также опиралась на изданный Пермским госархивом в 2018 году сборник исторических документов о последнем периоде жизни великого князя под названием "Пермская голгофа Михаила II".
Кто-то из профессиональных историков помогал вам в архивной работе?
Нина Пушкова: Огромную помощь мне оказал удивительный человек - Сергей Васильевич Неганов, директор Пермского государственного архива социально-политической истории. Мне также помогали и другие люди, хранители архивов. Они в буквальном смысле пропитаны историей и честно служат на этом поприще своей стране и нашему обществу. Их коллективный труд "Пермская голгофа" - это не просто история, через которую прошла Россия, но и история нашего времени. Ведь мертвые и вправду хватают живых. Это не пустая фраза.

Каким образом вы связали революционные годы и повествование о Нике уже в наше время?
Нина Пушкова: Дело в том, что я никак не могу расстаться со своими героями (улыбается). Согласно сюжетному замыслу, моя Ника эту трагическую пермскую историю будет расследовать в Париже, куда бежал убийца Михаила Романова. Кстати говоря, бежал от той самой власти, которую он сам же и устанавливал на Урале.
Хронологически новая книга станет продолжением первых двух романов о Нике, поскольку действующие герои переходят в третью часть этой эпопеи. Люди не исчезают, события не исчезают, а преступления и кровь порождают целую цепочку последствий.
Ваши романы отличаются от многих других тем, что в них поднимаются вопросы морального и нравственного выбора, стоящие перед вашими героями. Будет ли так и в третьей книге из этой серии?
Нина Пушкова: Именно так. Но я бы сказала, что в ней поднимаются и более широкие вопросы. Красной нитью в третьем романе проходит мысль о том, что именно амбиции - личные и коллективные - двигают историю и лежат в основе важнейших исторических событий. Взять того же Мясникова. Он ведь не только инициировал убийство великого князя Михаила, он запустил "кровавое колесо" и тем самым показал, что отныне дозволено приносить любые жертвы на "алтарь революции". В самой Перми, где он организовал это убийство, за ним тянется длинный кровавый след. В архивах я обнаружила, что в "Тобольском вестнике", который издавался местной православной патриархией, его называли дьяволом в человеческом обличье. Для моего антигероя не было Бога. Он знал, что никакого наказания за это убийство для него не последует. Но он фатально ошибался. За убийство великого князя он наказан не был, но то, что он сделал, не принесло этому "пламенному революционеру" счастья, и в итоге он сам пострадал за свои прегрешения.
Я не люблю разыгрывать драму исключительно в черно-белых тонах. Поэтому показываю внутренний мир Мясникова - человека, которому революция, как говорилось тогда, дала все. Он убивал во имя революции и ради свержения ненавистного для него монархического строя. Но ирония судьбы в том, что в итоге он сам оказался в тюрьме, куда его отправила та власть, частью которой он был. Впоследствии он бежал из страны - сначала в Персию, а затем в Париж, где и написал свои воспоминания. Эта любопытнейшая история, которую мало кто знает, поднимается в моем новом романе.
История Мясникова - наглядное доказательство того, что революция пожирает своих детей, не так ли?
Нина Пушкова: Конечно, революция пожирает своих детей. Но история Мясникова доказывает не только это. Она доказывает то, что революция - это всегда насилие и разрушение, а человек, который в этом участвует и выбирает путь крови, сам в итоге неминуемо отведает кровавой каши.
Другой момент, который меня поражает и который я также затрагиваю в своей книге, касается обстоятельств падения монархии Романовых. Они правили в России три века, но почему оказались неспособны защитить себя? Каким образом тот же Михаил II, который в годы Первой мировой войны командовал Дикой дивизией (Кавказская туземная конная дивизия, сформированная 23 августа 1914 года. - Прим. "РГ") и прекрасно владел холодным и огнестрельным оружием, оказался не в состоянии сопротивляться неграмотному мужику-расстрельщику, не умевшему даже правильно зарядить свой пистолет?
Эти подробности тоже из архивов?
Нина Пушкова: Да, я нашла шокирующую информацию о том, как при попытке убийства великого князя оружие исполнителей дало осечку, поскольку использовались кустарные патроны. О том, как они добивали Михаила Романова... Так же добивали членов царской семьи в доме Ипатьева. Так, как это делают бандиты - подручными средствами, лопатами, штыками, камнями, палками... В моем новом романе я задаюсь вопросом: как получилось, что белая гвардия, кадровые офицеры не смогли себя защитить и победить в этой схватке с революционерами?
А чем, по-вашему, был вызван этот "паралич воли" власти? И главное - что надо сделать, чтобы избежать его повторения при том, конечно, понимании, что история нашей страны развивается по спирали?
Нина Пушкова: Этот паралич воли был вызван очень многими факторами. Предательством. Алчностью. Прекраснодушием. "Ах, душенька, ну что же можно поделать?" - писали они в своих письмах. А еще интригами и человеческими амбициями. Некоторой мягкотелостью, которая, может быть, порождена нашим православием. "На Бога уповаем, за всем стоит воля Божья", - часто говорили они. А в результате такого "коктейля" страна оказалась в водовороте революции и гражданской войны, в которой сгинули миллионы людей.
Для меня несомненно, что доля ответственности за слом Российской империи лежит и на самих Романовых. В книге у меня есть описание того, как Михаила везут на расстрел под светлым пермским небом, в белую ночь. И великий князь, сидя в везущей его на смерть повозке, понимает, что сейчас идут последние секунды его жизни. И тогда он задается вопросом: а есть ли наша, Романовых, вина в том, что сейчас меня казнят? Этим вопросом на самом деле задаюсь я. И, как автор, поднимаю законный вопрос об ответственности царской семьи, допустившей кровавую революцию в стране.
Ирония судьбы заключается в том, что те люди, которые не связаны со своей почвой, не имеют корней, призывают к разрушению того, что формирует душу России
Хорошо известно, что в 1917 году огромную роль в сломе Российской империи сыграл внешний фактор. Сегодня мы хорошо знаем, откуда и на чьи деньги в опломбированном вагоне в Россию была направлена большая группа революционеров. Большевиков спонсировали внешние силы из-за рубежа - Германский и Австрийский генштабы - в целях дестабилизировать ситуацию в стране, ослабить и вынудить Россию выйти из Первой мировой войны. Обращаетесь ли вы к этому в своем новом романе, и если да, то проводите ли исторические параллели с современностью?
Нина Пушкова: Нет, таких параллелей у меня пока нет. Но многие идеи для книги рождаются вот в таких беседах, как наша. Пока книга еще в активной работе, и у меня будет возможность изучить эту любопытную сюжетную линию. Спасибо за эту мысль.
Нина Васильевна, вы представляете творческую, но патриотически настроенную интеллигенцию. При этом у нас в стране, как известно, есть и интеллигенция иного свойства. В ситуации нынешнего геополитического столкновения России и Запада часть этих людей сознательно оказалась по другую сторону баррикад, зачастую работая на подрыв собственной страны. Как вы относитесь к таким людям?
Нина Пушкова: Меня поражает одномерность суждений таких людей. Как будто бы они дали кому-то какую-то клятву. Съели землю и выпили клей. Сколь увижу - столь убью. У этих людей вечная борьба: против царской России, потом России социалистической, а затем и России капиталистической. На самом деле, как мне кажется, речь идет об отсутствии любви к своей стране и земле. Когда ты здесь просто временщик, быть патриотом просто невозможно. Потому что всеми мыслями, натурой и бытием такие люди никак не связаны с этим местом. Им здесь трудно жить. Им не нравится все: климат, наши люди, народ и так далее. Для них становится просто естественным пребывание на другой стороне. И неважно, что другая сторона желает разрушения стране, в которой они родились, учились, жили и оставили отеческие гробы.
Какова судьба "интеллигентов", отвернувшихся от своей страны и желающих ей поражения?
Нина Пушкова: В этой связи показательна судьба моего антигероя Мясникова. В Париже, куда он бежал из советской России, Мясников организовал революционный кружок. Стал искать деньги теперь уже на борьбу против большевизма, который оказался не таким, как он надеялся. Вся его жизнь оказалась борьбой - сначала с царизмом, а затем с большевизмом. В конце концов он все переосмыслил и захотел возвратиться на Родину. Написал покаянное письмо Сталину и отослал в СССР свою рукопись о том, как он убивал князя Михаила. Надеялся, что это принесет ему индульгенцию и прощение. В итоге его арестовали прямо на аэродроме по возвращении и поместили в ту же тюрьму, где раньше находились Романовы.
Мне кажется, что если у человека попран нравственный закон или же он носитель "другой" нравственности, которая нам с вами не свойственна, то, естественно, он будет оруженосцем в чужой армии. Такие люди - они просто другие. Но ирония судьбы заключается в том, что те люди, которые не связаны со своей почвой, не имеют корней, призывают к разрушению того, что формирует душу России, они точно так же, как и мой антигерой Мясников, не обретают счастья в другой географической реальности.
В сегодняшней непростой для России ситуации, когда каждый патриотически настроенный человек, даже если он и не воюет с оружием в руках на передовой, то горячо переживает за нашу страну и желает ей скорейшей победы. Если ты не на фронте, то фронт рядом с тобою.
Я нашла шокирующую информацию о том, как при попытке убийства великого князя оружие исполнителей дало осечку, поскольку использовались кустарные патроны
Возвращаясь к вашей дилогии "Дочь спецагента", где речь идет о противостоянии ваших необыкновенных героев и криминалу, и британским секретным службам, хотел поинтересоваться: а чем, собственно, лично вас притягивает мир спецслужб?
Нина Пушкова: Моя первая книга вышла с посвящением моему отцу, которого я едва знала. Здесь есть корни, которые связывают меня с этим миром. Я точно знаю, что мои родители защищали свою страну, в которой они родились и воспитывались.
Будет ли история приключений Ники экранизирована в виде остросюжетного кино или, может быть, многосерийного телесериала?
Нина Пушкова: Действительно, у меня есть сценарная заявка, и один известный продюсер уже выразил интерес к этому кинопроекту. Весь вопрос в его организации и финансировании. Экранизация этой шпионско-приключенческой истории является высокобюджетной, так как события дилогии "Дочь спецагента" разворачиваются в различных локациях по всему миру. Но я уверена, что время для реализации этого проекта придет.
И еще один вопрос на эту тему. Главные герои ваших книг - отставной полковник российских спецслужб Сергей Францев и его дочь Ника - совмещают в себе крутость героев американских боевиков Джейсона Борна, дерзость Джеймса Бонда и смекалку нашего Штирлица. Набор этих качеств списан с реально существующего человека или это творческий вымысел?
Нина Пушкова: У меня творческий вымысел почти всегда основан на реальных событиях и людях. На историях, которые происходили в действительности со мной, моими знакомыми и друзьями, а иногда на основе услышанного мной от кого-то рассказа. Так, в одной из моих книг есть такой эпизод: во время августовских событий 1991 года на Лубянке сносят памятник Дзержинскому, а толпа неореволюционеров собирается штурмовать находящееся поблизости здание ЦК КПСС. В это время из этого здания выходит консультант, который забрал с собой свои книги с тем, чтобы новые власти их просто не выбросили в мусор. Толпа его, конечно же, схватила, поскольку думала, что этот человек выносит "золото партии" или на худой конец кремлевскую колбасу. Но оказалось, что, кроме книг, у него ничего не было. Каково же было мое удивление, когда один из участников тех событий, прочитав мою книгу, рассказал, что с ним произошла именно такая история. Поэтому мои книги - это не вымысел. Я лишь придаю этим реальным историям увлекательную форму и знакомлю с ними читателя.
В одном из своих публичных выступлений вы упоминали о встрече с бразильским прозаиком и поэтом Пауло Коэльо. "Делай что должен и будь что будет", - так звучит фраза из его знаменитого "Алхимика". Вы следуете этой философской мудрости?
Нина Пушкова: Да, с Коэльо я встречалась, и он фактически благословил мой путь в литературу, помог мне поверить в себя. А что касается мудрого отношения к жизни, то я считаю, что к теме нашей беседы очень подходят слова Иосифа Бродского. Все знают, что этот человек фактически был выдавлен из страны, где он родился - из Советского Союза. Но он никогда, ни одним словом не поносил и не хаял Родину, в отличие от некоторых новых эмигрантов, которые на этом зарабатывают свои сребреники. От Бродского - лауреата Нобелевской премии - очень ждали осуждений в адрес СССР. В интервью не раз пытались подвести его к вынесению приговора своей стране. Это конечно же распространили бы по всему миру, но свое достоинство Бродский не продавал. Поэтому для меня, если говорить о том, какая законченная формула мне ближе всего, то это следующее четверостишие Бродского:
"Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
Из него раздаваться будет лишь благодарность".
Поэт Марина Ивановна Цветаева в одном из своих писем писала: "Вся моя жизнь - это роман с собственной душой, с городом, где я живу, с деревом на краю дороги, с воздухом... И я бесконечно счастлива!" Вот так же и я - бесконечно счастлива: у меня для счастья, равно как и для несчастья, было очень много поводов. Я получила образование в СССР, и оно было очень хорошим. Я окончила Щукинское театральное училище - лучший на тот период театральный вуз страны. Я видела мир - и наш, и зарубежный, - и это мне помогало правильно оценивать то, в чем я жила и живу. А еще я не новодельная. Наше поколение воспитывали всерьез и надолго. У меня есть корни. Я не шпон, который лишь имитирует настоящее дерево.
Как говорил американский писатель Генри Миллер, "писательство - это дорога и путь постижения жизни". Я бы добавила, что на этом пути человек постигает и самого себя. Но когда ты пишешь, то также формируешь душу тех, кто тебя читает. По крайней мере, ты способствуешь ее формированию и взрослению.
Из-под вашего пера вышли не только приключенческо-детективные книги, но и "Русская галактика" - сборник бесед с нашими известными современниками и свидетелями ключевых событий новейшей истории нашей страны и перипетий в ее общественно-политической жизни. И, конечно, автобиографический "Роман с Постскриптумом" - о вашем браке с Алексеем Константиновичем Пушковым. Какие новые жанры вы для себя хотели бы открыть в будущем? Публицистика? Проза? Есть ли у вас вообще такие творческие планы?
Нина Пушкова: Я не планирую бесконечно эксплуатировать полюбившихся мне и публике героев. Здесь уместно вспомнить Конан Дойла, который убил Шерлока Холмса, когда тот ему надоел. И только издатель по экономическим соображениям вынудил Дойла вернуться к рассказам о Холмсе. Поэтому я, разумеется, не была и не буду пленницей лишь одного жанра. Мое образование в сфере искусства диктует интерес ко всему новому. Вы правильно отметили - мне хотелось попробовать себя в публицистике. Мне было интересно подать историю моей жизни, описанной в "Романе с Постскриптумом", так, чтобы было любопытно другим. Там ничего не выдумано, речь идет о событиях, участницей которых мне посчастливилось быть. Ведь волею судьбы я побывала и на театральном, и на политическом Олимпе. Общалась с известными актерами и наблюдала за вершителями судеб нашего мира. Я писала очень искренне, и, наверное, поэтому это произведение получило Бунинскую премию в номинации "За искреннее слово в наши лукавые времена".
Значит, и книги в новых жанрах от Нины Пушковой не заставят себя ждать?
Нина Пушкова: Обязательно. Мне нравится примерять на себя разные творческие роли. И скоро вы вновь об этом узнаете.