В ГМИИ им. А.С. Пушкина можно увидеть редкие шпалеры 16-18 веков из Европы
Говорим - шпалеры, подразумеваем - Эрмитаж. Там, в бывшем императорском дворце эти драгоценные "тканые картины" - "настенные, безворсовые, с сюжетными композициями", которым по четыреста - триста лет, выглядят молчаливыми свидетелями времени и … триумфом искусства над временем. Меж тем Пушкинский музей тоже счастливый обладатель коллекции западноевропейских шпалер, которая насчитывает порядка шестидесяти работ.
Часть из них поступила из Государственного музейного фонда в 1924 году, когда Музей изящных искусств стал расширяться, обретая новые собрания. Часть была передана музею или куплена в коллекцию в 1950-е-1980-е годы. И восемь шпалер были приобретено уже в XXI веке.
Шпалеры музей показывает чрезвычайно редко. Причина - огромные размеры ковров, необходимость реставрации. Нынешняя выставка вторая в этом столетии. А может, и не только в этом. Предыдущая была в 2006 году, когда старинные шпалеры встретились с гобеленами ХХ века, в том числе Фернана Леже, и огромной шпалерой "Алефбет" Гриши Брускина, которого пригласила участвовать в проекте Ирина Александровна Антонова.
Нынешняя выставка в современность не заглядывает. Ее "гвоздь" - две редчайшие шпалеры XVI века, сотканные в Южных Нидерландах: "Триумф Славы" и "Триумф Помпея". Обе были приобретены в 2014 году и показываются публике впервые.
"Триумф Славы", вытканный из шерстяных и шелковых нитей в начале XVI века мастерами города Турне, принадлежит к легендарной серии "Триумфы" Петрарки". Мысль о том, что шпалера начиналась с литературного произведения, сегодня выглядит не самой очевидной. Меж тем шпалера, чрезвычайно дорогое удовольствие и невероятно трудоемкое, воспринималась и заказчиками, и художниками, и ткачами как род монументального искусства. Она занимала в дворцовых покоях итальянских герцогов, испанских и французский королей всю стену. Ее тканое великолепие при этом не только согревало, но и могло быть частью парадного или камерного пространства, радуя глаз и давая повод для бесед. Литературные программы для картин, которые должны были быть "переведены" в рисунок на картонах для ткачей, составлялись гуманистами, философами, литераторами. А аллегории поэмы Франческо Петрарки "Триумфы", которая воспевала последовательно победы Любви, Целомудрия, Смерти, Славы, Времени и Вечности, просто просились в руки ткачей. Говорят, первую серию шпалер на "Триумфы" Петрарки выткали в 1399 году для Филиппа II. В XV веке такую серию заказал себе Джованни Медичи. В XVI веке по его пути пошли королевские дворы Испании, Англии, Франции. Сегодня полную серию шпалер на тему "Триумфов" Петрарки можно увидеть только в Вене, в Музее истории искусств. Но заполучить даже один "Триумф" из серии Петрарки - огромная удача.
Если не бояться тавтологии, можно сказать, что приобретение "Триумфа Славы" Пушкинским музеем в 2014 году - триумф музея. Слава тут крылатая женщина, которая, впрочем, не летит, а сидит на троне. Трон стоит на спине слона. В окружении суперизвестных персонажей: от царицы Гекубы до короля Артура, от Фамари и Юдифи до короля Людовика IX Святого - Слава въезжает в город с остроконечными башнями под звуки медных труб, в которые она дует. Латинская надпись наверху гласит: "Слава побеждает Смерть". Роскошные средневековые наряды, виды города (возможно, родного города мастеров - Турне), яблоневые сады, экзотические слоны и крылатая главная героиня превращают шпалеру в род эпоса в "картинках". Огромный размер современному зрителю напомнит экран кинотеатра. Обилие персонажей - итальянские поэмы Возрождения. Точность деталей - книжную миниатюру.
Пушкинский, представляя свои приобретения, показывает зрителю и историю шпалерного искусства: от брюссельских "Триумфов" XVI века - к французским мануфактурам XVII и XVIII веков, где за образец брались уже не поэмы, а картины - особенно Симона Вуэ, первого живописца короля, и Шарля Франса Поэрсона.
Нельзя не заметить, как изысканно шпалеры вписались в колоннаду над главной лестницей и залы в ее торце. В музее, который вырос из восхищения античностью и итальянским Возрождением, гобелены, напоминающие о поэзии Петрарки, чувствуют себя дома.