Аркадий Колыбалов: Весь мозг фотографа - в кончике пальца

В этом году состоялся XXV Международный Пушкинский конкурс зарубежных русистов. Семья пушкинских учителей пополнилась 50 лауреатами. Торжественная церемония их чествования прошла в знаменитом московском отеле "Националь" с видом на Красную площадь. Впечатлений очень много, но что остается на долгую память: диплом победителя и фотографии.

Аркадий Колыбалов: Весь мозг фотографа - в кончике пальца
© Российская Газета

Да, фотографии, сделанные Аркадием Ивановичем Колыбаловым на нашем Пушкинском конкурсе, хранятся у лауреатов в семейных архивах.

Его девиз: "Я снимаю Россию, над которой время не властно". Аркадий Иванович Колыбалов - обладатель почетного звания старейшины фотоотдела. К нему идут за советом и профессионалы, и молодежь. Это человек, который умеет даже на обычную мыльницу сделать кадр, достойный публикации на первой полосе. Аркадий Иванович - романтик, несмотря на то, что был свидетелем самых трагических событий в нашей стране. Когда смотришь его репортажи, слезы терзают душу. Но он - один из немногих, кому удалось пройти вокруг света на парусной яхте, он дарит радость всякий раз, когда мы его встречаем в коридорах офиса любимой газеты.

Студенты Института культуры и искусств МГПУ взяли интервью у мастера мгновения.

В мире, где каждый обладает камерой, а искусство фотографии кажется обесцененным, встреча с человеком, для которого это не просто ремесло, а призвание, большая редкость. Аркадий Иванович - фотограф. Его карьера началась во времена, когда фотограф был еще и химиком, а ценность кадра измерялась не гигабайтами, а терпением и мастерством. Он и сегодня готов сорваться в командировку в любой уголок планеты.

Мы поговорили с легендой фотоотдела "Российской газеты" о вечном и сиюминутном, о пленке и цифре, о красоте русских женщин и о том, почему мозг фотографа - в кончике пальца.

Валерия Ленёва: Аркадий Иванович, давайте начнем с истоков. Помните свой первый фотоаппарат?

Аркадий Колыбалов: Конечно, "Зенит". Какой именно - уже не вспомню, кажется, шестнадцатый. Я тогда начинал в газете "Московский автозаводец". А так, в работе были и "Зенит", и "Лейка"…

Валерия Ленёва: Вы работаете на Пушкинском конкурсе со дня его основания, уже 25 лет. Наш преподаватель Ирина Ивановна тоже в этом конкурсе с самого его первого шага. Как складываются ваши отношения с членами жюри?

Аркадий Колыбалов: Они для меня уже как друзья, хоть и видимся мы всего пару раз в год. Когда столько лет работаешь вместе, возникает такая взаимность - ближе, чем просто рабочая. Фотография, это история, с помощью которой мы можем передавать эмоции и наблюдать, как меняется мир вокруг нас, и мы вместе с ним. У нас есть традиция - делать совместный снимок членов жюри на фоне "глазок" или "ножек". Это такие постеры в рабочих кабинетах "Российской газеты".

Валерия Ленёва: Вас называют человеком, который может сделать шедевр на обычную "мыльницу". В чем главный секрет вашего мастерства?

Аркадий Колыбалов: Секрет? Опыт. Когда всю жизнь что-то делаешь, подкорка уже чувствует. Смотришь на мир, и на вас в том числе, как на кадр 9 на 12. Если я с телеобъективом работаю, я уже автоматически бегу на нужную дистанцию - картинка сама сложится. Хотя я всегда шучу, что у фотографа весь мозг помещается в кончике пальца. Чтоб на кнопку нажимать: чик-чик-чик.

Валерия Ленёва: Как изменилась фотожурналистика за время вашей работы?

Аркадий Колыбалов: Кардинально. Сейчас хорошим фотографом может быть любой трезвомыслящий человек. Техника дает невероятные возможности. А мы ведь раньше больше химиками были! Чувствительность пленки была такой, что на нее невозможно было снимать - зернистая. Мы покупали в Казани через знакомых ворованную пленку для аэрофотосъемки, сами составляли проявители под нее. Проблемы с выдержкой, экспозицией… А сейчас посмотрел на экран - и все готово. Фотографу легче, но предел между хорошим и очень хорошим по-прежнему велик. Это не один год работы, и у многих не хватает сил его преодолеть. Просто снимать, снимать и снимать.

Валерия Ленёва: Значит, роль профессионала не обесценилась, когда снимать может каждый?

Аркадий Колыбалов: Смотря для кого снимать. Девяносто процентов кадров никому не нужны. Я снимаю на заказчика, чувствую, что понравится руководству, и под это подстраиваюсь. А для себя я на телефон снимаю. Переход на цифру для меня был легким. Я стал снимать больше, но не так много, как некоторые "цифровики" - редко больше 700-800 кадров за мероприятие. На пленке бы уложился в шестьдесят.

Валерия Ленёва: А что безнадежно ушло из фотографии и что осталось ценным?

Аркадий Колыбалов: Ничего страшного не произошло. Просто люди стали жить в другом ритме. Кажется, что современный фотограф не думает. На самом деле он тоже думает, но ему легче за счет техники. Сейчас на электронике выходят прекрасные снимки, которые побеждают на конкурсах.

Как пример, был я в Париже, весь день лазил по Эйфелевой башне, думаю, что снять? Ничего. Вечером встречаюсь с начальником, тоже любителем. Он мне показывает снимок: радуга опустилась в Сену, как будто пьет воду. Вот он, не фотограф, но поймал миг! Надо оказаться в нужном месте в нужное время. Нам, профессионалам, все равно приходится выжимать из любой ситуации по максимуму. Ну, а если повезет - совсем хорошо.

Мария Мерзликина: Получается, что ваша задача на мероприятии - поймать кадр, который не сделает любитель?

Аркадий Колыбалов: Конечно, всегда хочется выступить лучше. На официальных мероприятиях трудно что-то придумать, но за счет опыта у меня получится условно лучше. Я не растеряюсь. Точку важно занять. Вот снимаешь мэра: он стоит, и все. Ждешь момент, когда он отвлекся, разговаривает и выцарапываешь кадр.

Валерия Ленёва: В ваших, казалось бы, документальных фотографиях всегда есть поэзия. Откуда это?

Аркадий Колыбалов: Отец у меня профессиональный художник. Я даже поступил в художественное училище, но ушел - стипендия 36 рублей меня не устроила. А на заводе, числясь слесарем, получал 350! Потом заканчивал институт журналистского мастерства. Но главное - впитываешь опыт других мастеров, смотришь, смотришь… Но точную копию не сделаешь. С возрастом начинаешь более уперто работать по-своему. Это твой взгляд.

Мария Мерзликина: Вы - легендарный путешественник. Как вам удавалось организовывать фотовыставки за границей?

Аркадий Колыбалов: Как только приезжал в страну, обращался в русскую церковь, так как языки знаю безобразно. Говорил: "Я фотограф, денег нет, хочу в другую страну". Церковь находила русских людей, которые помогали устроить выставки в магазинах, универмагах, университетах. У меня была картонная коробка, на ней написано: "На путешествие фотографа". Мне бросали туда денежки. Так и путешествовал: Новая Зеландия, Австралия, Таиланд…

Мария Мерзликина: Это же были времена пленки. Страшно было потерять кадр?

Аркадий Колыбалов: Еще как! Каждый кадр бережешь. Во время шторма все пленки перепутаются. Узнаешь о потере только потом, когда проявишь. Случалось, что в Буэнос-Айресе накопилось много пленок, денег на проявку нет. Подходил к ребятам: "Проявите бесплатно?" Они: "Хорошо, но две-три пленки возьмем себе в счет оплаты". Куда деваться…

Валерия Ленёва: Ваши путешествия изменили взгляд на Россию?

Аркадий Колыбалов: Нет. Я как обожал Россию, так и обожаю. Слепо. Я просто ее люблю, и я с ней. Это факт. Для меня Россия - вне времени. Как дерево, которое растет само по себе. А малые города - это благородная почва, они никогда не затронуты суетой, они дают большим городам самые лучшие умы.

Мария Мерзликина: После стольких стран какой народ вам показался самым открытым?

Аркадий Колыбалов: Везде ко мне почему-то хорошо относились. Но вот что поразило: когда я вернулся из двухлетнего путешествия, ясно почувствовал, насколько наши женщины потенциально красивее женщин других стран. И молодые, и взрослые. Не поверите! Это меня поразило. В Европе, конечно, везде есть жемчужины, но вот так, общее впечатление - наши просто красотки! Это общеизвестно, но я прочувствовал это на себе, когда вернулся.

Валерия Ленёва: А сейчас у вас есть какая-то новая мечта?

Аркадий Колыбалов: Люблю командировки! До сих пор, честное слово. Мне семьдесят семь, но готов сорваться с места мгновенно, как только появится возможность. Были бы деньги, забрал бы собаку и хоть завтра ушел. Мечтать не вредно.

Валерия Ленёва: Аркадий Иванович, огромное спасибо за эту беседу. Ваши истории - это настоящая энциклопедия жизни и фотографии. Ваша любовь к делу и к России действительно вдохновляет.

Возможно, в этом и заключается главный секрет мастера, о котором он так скромно умалчивает. Не в технике, не в правилах композиции, а в этой ненасытной жажде движения, в умении видеть историю в обычном дворе и находить поэзию в сером мероприятии. Разговор с Аркадием Ивановичем - лучшее доказательство того, что настоящая фотография рождается не в объективе, а в особом отношении к миру: благодарном, внимательном и безгранично любопытном. И пока есть такие фотографы, для которых камера - лишь продолжение взгляда, профессия будет жива, несмотря ни на какие технологические революции.