Воронежцев познакомили с работами мастеров соцреализма

Живопись и плакаты 1920-1990-х годов из фондов Художественного музея имени Ивана Крамского объединили в масштабный проект "СССР. Вехи большой страны". На выставке около 70 работ - совпадение случайно, но число экспонатов близко к числу лет, которые продержалось это необычное государство.

Воронежцев познакомили с работами мастеров соцреализма
© Российская Газета

Названия разделам дали всем известные лозунги: "Землю - крестьянам, фабрики - рабочим", "Свобода, равенство, братство", "Слава народу-победителю", "Слава труду", "Поднимем целину"… Следуя против часовой стрелки, можно совершить путешествие во времени - от победы Октября, разрушившей привычный мир, до нового, перестроечного, ожидания великих перемен. Но этот ход - чисто хронологический. Задачи раскрыть исторический смысл событий не ставилось.

- Оценка событий ХХ века еще формируется, и мне показалось неуместным навязывать свое видение или пересказывать чужое. У каждого все равно есть в сознании некое представление о Советском Союзе, - пояснила "РГ" куратор выставки, заведующая экспозиционно-выставочным отделом Музея имени Ивана Крамского Оксана Лепнева.

Не было и цели показать эволюцию живописи советского периода: в Воронеже не сохранились образцы авангарда и конструктивизма, их не смогли взять в эвакуацию в 1942-м. Так что почти все экспонаты выставки укладываются в канон соцреализма.

Знатоки часто относятся к нему скептически - как к стилю, в котором идеологии больше, чем искусства.

Ведущим направлением во времена перестройки стал плакат - четкий, бьющий в лоб

- На рубеже 1920-1930-х годов был задан четкий вектор идеологической пропаганды. Это воспринимается в негативном ключе. Но на самом деле пропаганда - нормальное явление: если у страны есть какие-то задачи и принципы, они должны проповедоваться, быть на виду. Соцреализм не был чем-то застывшим - в 1940-е в живописи стало гораздо меньше пафоса, больше простых эмоций и ощущений. В 1950-1960-е идеологический накал сильно уменьшился, на полотнах появились простые люди, работяги. И они притягательны в своей нормальности, обыденности, узнаваемости, - продолжила Лепнева.

Ленин на пашне, Сталин на канале Москва - Волга, герои Первой конной, строители коммунизма на целине и в цехах комбинатов, бодрые колхозницы и вдумчивые студенты - круг героев понятен и знаком.

По уровню картины разнятся. Некоторые написаны скорее бесхитростно, как "Смерть буржуям" Александра Любимова или "Въезд Буденного в Воронеж" Надежды Юргенсон.

Есть работы, которые экспонировались в Воронеже довольно часто, - например, "Комсомольцы на снегозадержании" и "Свекловичницы" Михаила Лихачева, "Воронеж - стройкам коммунизма" Василия Криворучко, "После первой операции" и "Мечтатели" Ксении Успенской. Но четыре работы выставлены впервые. Среди них большое полотно Ирины и Евгения Чарских "Там, где рос ковыль" (1954) из цикла про распашку степей на Ставрополье. Запрета на показ этой и других картин не было - просто, видимо, повода не находилось, предположила куратор.

- В разделе о перестройке представлены в основном плакаты. Потому что живопись того времени, честно сказать, ужасна. В обществе было много тревоги, неустроенности, люди не понимали, что происходит сегодня и что будет завтра. И вот этот хаос отразился в искусстве. Ведущим направлением, как и в 1920-е, стал плакат - четкий, бьющий в лоб, - отметила Оксана Лепнева.

Формального повода для обращения к теме СССР у музея не было. Но она, безусловно, витает в воздухе. Запрос на реставрацию определенных форм и стиля жизни - и их возвращение, вольное и вынужденное, - очевиден. Как к этому относиться, каждый решает для себя без помощи искусства. Но взгляд на картины, проникнутые уважением к человеку, пожалуй, помогает людям с разными политическими позициями найти точки соприкосновения.

Контакт

Выставка продлится до 9 ноября по адресу: Воронеж, пр-т Революции, 18. Телефон для справок: +7 (473) 255-38-67.