Крылья над Самарой: начало авиационной истории города
Желтые флаги 1910 год стал знаковым для отечественной авиации. Весной впервые поднялись в воздух машины, построенные в России, в Москве открылся аэродром, создано военное летное училище, состоялся первый всероссийский праздник воздухоплавания. В начале сентября в самарских газетах появился анонс: "В самом непродолжительном времени состоится только один полет на аэроплане первого русского авиатора, знаменитого М. Ефимова. О месте, где будет совершен полет, и о продаже билетов будет объявлено особо". Позже самарская пресса сообщила, что полет состоится 16 сентября, а билеты можно приобрести в редакциях газет, в "Гранд-отеле" и в магазине швейных машин Жана Блока на улице Дворянской. Стоимость - от 50 копеек до 3 рублей в зависимости от места на трибуне. За ложу брали 15 рублей. Подобные шоу устраивали по всей России. В Самаре гастроли авиаторов организовало товарищество "Новая жизнь" во главе с директором-распорядителем Чернявским. Местом проведения стал ипподром Скакового общества, так называемый "Старый бег" (там сейчас расположены Клиники медуниверситета). Выступление несколько раз переносили из-за того, что всероссийский праздник воздухоплавания в Санкт-Петербурге, где были заняты ведущие авиаторы страны, продлили до конца сентября. Затем мешала погода. Для оповещения публики на всех пожарных каланчах и над зданием городской думы вывешивали флаги: белый - не летят, синий - сомнительно, желтый - летят. Первый полет состоялся 3 октября (16 октября по новому стилю). В самарское небо рискнул подняться Владимир Лебедев, хотя дул сильный ветер. На следующий день газеты писали: "Публика бросилась навстречу Лебедеву. Его поздравляют и благодарят, жмут руки. Упрашивают, так как он желает лететь опять, в этот день не рисковать собой. "Не пущу", - улыбаясь, говорит полицмейстер Критский". 5 (18) октября летел Михаил Ефимов. Он, как и предшественник, учился авиаделу во Франции у Анри Фармана. Ветер был не слабее, чем 3-го числа, но подняли желтые флаги. Публика снова стала собираться на ипподроме. Ефимов с перерывом в несколько минут сделал два круга на большой высоте. К сожалению, далеко не все свое мастерство смог продемонстрировать самарцам знаменитый авиатор, ветер не позволил показать подъем на 1 000 метров, перелет в другое селение. Намеченный полет с пассажиром из-за неисправности мотора тоже пришлось отложить. 10 (23) октября состоялось заключительное выступление Лебедева в Самаре. Члены местного яхт-клуба подарили ему памятный адрес с серебряной обложкой и поблагодарили за "достаточное представление, полученное самарцами о полетах на управляемых аппаратах тяжелее воздуха". Первый авиастроитель Весной 1910 года Константин Неклютин - младший сын городского головы Самары, студент Петербургского политехнического института - увлекся авиацией. Прослушав курс по аэродинамике, в течение пасхальных каникул парень сделал чертежи глайдера собственной конструкции. За два летних месяца он, его институтский приятель Борис Богословский и нанятый помощником Иван Яндаев построили летательный аппарат. Планер предполагали запустить при помощи автомобиля. После ряда неудач его все же подняли в воздух 14 августа. Глайдер пролетел за автомобилем 31 секунду, затем последовал спуск - 8 секунд. Летное поле было очень коротким, поэтому аппарат мог подниматься только на 10 метров. Полеты продолжались в течение двух следующих лет. Был построен более мощный глайдер, и в воздух поднимались Богословский и племянник Неклютина Александр. В конце лета 1911 года Неклютин начал строить аэроплан, заказал во Франции мотор с водяным охлаждением. В 1912 году аппарат был готов к испытаниям. Дебют прошел неудачно. Самолет резко развернулся, когда скорость достигла 50 километров в час. Из-за сильного крена пилот вывалился из кресла. Неклютин несколько раз перестраивал аэроплан, но работу так и не закончил. Его семейство начало новое дело - строительство большой механизированной пекарни, так что пришлось переключиться на другие технические задачи. Об авиационных опытах Неклютина почти не вспоминают, в историю города он вошел как последний председатель Самарского биржевого комитета и производитель знаменитых булок. Во время Гражданской войны работал в правительстве адмирала Колчака, через Маньчжурию эмигрировал в США. В Америке не забыл об авиации, прошел путь от простого инженера завода "Боинг" до вице-президента крупной компании. Пионеры авиастроения В 1911 году военное министерство объявило конкурс для русских заводов на выпуск аэропланов. Благодаря государственным заказам в стране появилась авиационная промышленность. Весной 1914 года Лебедев, который первым поднялся в самарское небо, построил в Петербурге авиационный завод с филиалами в Пензе и Таганроге. Всего за годы Первой мировой войны на его предприятиях выпустили более 700 боевых, учебных и экспериментальных самолетов. В 1915 году в тыловую Самару эвакуировали склады рижского завода "Саламандра", который одним из первых в Российской империи освоил выпуск авиационных двигателей. После революции, весной 1918 года, в Самару прибыли военные летчики. Бывшую дачу купца Соколова и соседние участки занял летный отряд Воздушной дивизии Балтийского моря. 26 апреля 1918 года петроградская авиационная школа получила телеграфное предписание о незамедлительной эвакуации ее центрального, харьковского и одесского отделов на станцию Безымянка близ Самары. Для устройства аэродромов отвели участки земли у поселков Зубчаниновка и Томашев Колок. В июне части Чехословацкого корпуса вошли в Самару, власть в городе перешла Комитету членов Учредительного собрания (КОМУЧ). Летную школу переименовали в Военно-авиационную школу Народной армии КОМУЧа. Эту школу успешно окончил тот самый племянник Неклютина. Для обслуживания самолетов при авиашколе открыли ремонтные мастерские. В штате трудились 37 специалистов. По сути это было первое предприятие авиационного профиля в Самаре. В 1940 году в Куйбышеве начали строительство авиационных заводов №№122, 295, моторного завода №337 и аэродрома. Но Великая Отечественная война нарушила планы. В 1941-м на Безымянку из Москвы эвакуировали завод №1 имени Сталина (ныне "РКЦ "Прогресс"), из Воронежа - завод №18 ("Авиакор-авиационный завод") и моторостроительный завод №24 ("ОДК-Кузнецов") и другие предприятия. За 115 лет авиационная история Самарского края знала и удачи, и поражения, головокружительные взлеты и жесткие посадки. Для самарцев память о легендарных авиаторах и талантливых конструкторах - не пустой звук. Более 20 топонимов на карте областной столицы связаны с авиацией: девять улиц носят имена летчиков, шесть названы в честь основоположников авиации, конструкторов и директоров предприятий. Есть и названия попроще: Авиационная, Аэродромная, Самолетная улицы и Планерный переулок.