В Казани представили шедевры из коллекции князей Юсуповых

В Казани открылась выставка "Юсуповы. Роскошь сквозь века" из собраний Государственного Эрмитажа. Более 400 произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства выстроились здесь в хронику одного из богатейших аристократических родов Российской империи.

В Казани представили шедевры из коллекции князей Юсуповых
© Российская Газета

Эта экспозиция - поистине роскошный подарок для Центра "Эрмитаж-Казань", который празднует 20-летие. Он стал первым в России представительством Государственного Эрмитажа за пределами Санкт-Петербурга. Поздравить юбиляра лично приехал Михаил Пиотровский.

"Эрмитажные центры это не филиалы, а совместные предприятия. Мы вместе изобретаем, сочиняем, - отметил он. - Эта выставка - об истории Российской империи, о диалоге культур, символом которого стали Юсуповы.

Михаил Пиотровский отметил, что представительницы этого рода были самыми красивыми женщинами в русской истории. И даже оказавшись в эмиграции, Юсуповы стали законодателями моды для всей Европы.

Экспозиция позволяет понять, что эстетический вкус династия воспитывала веками. Основу коллекции составил Николай Борисович Юсупов - выдающий государственный деятель и дипломат.

Среди ее шедевров полотна "Пастушок" и "Пастушка" фламандца Давида Тенирса-младшего, графика Рембрандта, Тьеполо, Пиранези, Каналетто, картины французских мастеров Ланкре, Греза, Буальи. Собственные портреты Юсуповы также заказывали у лучших художников своего времени. Более того, они могли себе позволить переносить эти изображения на посуду - в усадьбе Архангельское имелась фарфоровая мануфактура.

Поражает разнообразием коллекция восточного искусства: китайские и японские статуэтки, веера, сервизы. А вот оружие с Кавказа напоминает об одной скандальной и в то же время романтической истории. Как рассказала куратор выставки ученый секретарь Отдела западноевропейской живописи Государственного Эрмитажа Анна Виленская, Николай Юсупов влюбился в двоюродную сестру Тату. Чувство было взаимным, но о браке не могло быть и речи. Император Николай I запретил им общаться и отправил князя от греха подальше в Грузию. Там-то он и собрал неплохой арсенал кинжалов, сабель и ружей.

Ни одну даму не оставят равнодушной платья, принадлежавшие трем поколениям княгинь Юсуповых. Бальное платье поражает размерами. Кажется, его носила девочка-подросток, настолько изящна и миниатюрна была красавица Зинаида Ивановна Юсупова. Карнавальное платье из гардероба Татьяны Александровны, той самой Таты, в которую был влюблен кузен Николай. Все-таки позже они тайно обвенчались. Повседневное платье носила Зинаида Николаевна. А рядом с ним расположилась веер с карикатурами на участников одного из тематических балов. Зинаида Юсупова предстала здесь в татарском костюме и тюбетейке.

Так что о своих корнях князья помнили. Родоначальником династии считается ногайский хан Юсуф, а его дочь - Сююмбике стала последней царицей Казанского ханства. Парсуна XIX века с ее изображением находится ближе к концу экспозиции. А напротив картины "ожившая" с помощью мультимедийных технологий Сююмбике поет татарскую колыбельную.

Связано с этим периодом и мрачное семейное предание о проклятии рода. Якобы из всех рожденных в одном поколении семьи до двадцати шести лет доживать будет лишь один. По словам Анны Виленской, роковым образом так и происходило. Одной из последних жертв проклятия стал Николай Юсупов - старший брат Феликса. Он погиб на дуэли из-за женщины, не дожив до 26-летия несколько месяцев.

Впрочем, судьба Юсуповых после революции относительно других русских аристократических семей сложилась вполне благополучно. Род их не пресекся, а богатейшее культурное наследие продолжает жить в веках.

промо изображение