Воры стали чаще грабить музеи из-за ажиотажного роста цен на золото
Ограбление Лувра, случившееся в минувшие выходные, — лишь последнее звено в цепочке краж, прокатившейся по музеям Европы. Как пишут издания Financial Times и The Wall Street Journal , рост цен на золото на 60% с начала года сделал любые золотые артефакты, от самородков, до исторических украшений, лакомой добычей для грабителей.
Звено цепи
В воскресенье, 19 октября, воры проникли в Лувр, используя мебельный лифт, чтобы попасть на первый этаж, вскрыли витрины и похитили восемь предметов, в том числе инкрустированную бриллиантами брошь, принадлежавшую жене Наполеона III императрице Евгении, а также ожерелья и диадемы. Грабители также пытались украсть корону императрицы, но уронили ее при побеге.
Как пишет FT, в начале октября французские прокуроры начали расследование в отношении китайской женщины по делу о краже 6 кг золотых самородков из Музея естественной истории в Париже в прошлом месяце. Эти предметы были добыты в Боливии, Калифорнии, на Урале и в Австралии, но подозреваемая была найдена с 1 кг переплавленного золота в Барселоне после того, как был выдан международный ордер на ее арест. В начале этого месяца Национальный музей Уэльса в Великобритании сообщил, что золотые украшения бронзового века исчезли в результате очевидного ограбления, а в начале этого года золото было похищено из музея Дрентс в Нидерландах.
Ювелиры связывают эту волну с ростом цен на золото на товарных рынках. Тобиас Корминд, управляющий директор интернет-магазина ювелирных изделий 77 Diamonds, сказал WSJ, что у воров появилось “искушение красть из музеев все, что связано с золотом или блеском”, теперь, когда золото можно перепродать более чем за $4000 за унцию. C ним согласна Грейс Бест-Деверекс, специалиста по урегулированию сложных убытков в компании Sedgwick, которая также считает, что высокая стоимость металлов, возможно, послужила стимулом для краж. Она добавила, что, поскольку драгоценные камни, вероятно, будут переогранены перед продажей на черном рынке, стоимость переплавленных металлов может потенциально превысить стоимость драгоценных камней, вырезанных из похищенных предметов.
Где купить золото и как его продать
Бремя наследия
Франция не получит компенсацию за утрату драгоценностей «неоценимой» исторической ценности, похищенных из парижского музея Лувр, после того как французское правительство подтвердило, что эти предметы не были покрыты частной страховкой. «Государство выступает в качестве своего собственного страховщика, когда произведения национальных музеев находятся в своем обычном месте хранения», — заявил FT представитель министерства культуры Франции. Это связано с астрономической стоимостью страховых премий при крайне низкой вероятности выплат.
Как поясняют эксперты, застраховать всю коллекцию Лувра практически невозможно. Одна только оценка таких сокровищ, как «Мона Лиза» или «Большой сфинкс из Таниса», способна парализовать специализированный страховой рынок Лондона, общий объем которого составляет около $4 млрд. Страхование приобретается лишь для картин, которые путешествуют по миру, а ответственность за стационарные экспонаты, как, например, в случае с собором Нотр-Дам, где произошел пожар, несет государство.
Черный ход
По словам частных детективов, если не будет вознаграждения или возможности быстро получить выкуп, воры, скорее всего, попытаются переправить украденные из Лувра драгоценности на черный рынок, где ювелиры готовы заново огранить и придать форму крупным драгоценностям, чтобы их нельзя было отследить и можно было перепродать где угодно. По данным WSJ, глобальная подпольная сеть по сбыту краденых произведений искусства ежегодно торгует нелегальными предметами на $1,2 млрд.
“В отличие от картин Пикассо или часов Rolex, украденные драгоценные камни можно извлечь из оправы, а золотую оправу переплавить, потому что такие товары сохраняют свою ценность как драгоценные металлы и камни. Без блеска наполеоновской эпохи они будут стоить меньше, но их все равно будут оценивать по их природным качествам как драгоценные камни”, — говорится в тексте WSJ.
Украшения XIX века оказались особенно удобной добычей: старинные камни не имеют микроскопических серийных номеров, как современные или выращенные в лаборатории, а значит — их сложнее отследить, объясняет Крис Маринелло, основатель Art Recovery International, международной компании по возвращению произведений искусства. Кроме того, в старых изделиях часто используется менее чистое золото, которое легко переплавить, а множество мелких бриллиантов можно продать без переогранки. Напротив, крупные камни с уникальными внутренними включениями выдают себя даже после обработки,
Однако заработать на украденном ворам вряд ли удастся. По словам частных детективов, сбытчики редко получают больше 10% от реальной рыночной стоимости камня, отчасти потому, что им приходится делиться с другими, кто знает о преступлении, чтобы сохранить конфиденциальность.
Стоит ли сейчас покупать золото
Любители с лестницей
Пока неизвестно, кто стоит за ограблением Лувра и было ли это ограбление делом рук организованной преступной группировки, пишет WSJ. По данным Национальной федерации розничной торговли, почти 40% краж ювелирных изделий в США совершаются организованными преступными группировками.
Некоторые преступные сообщества действуют более изощренно, чем другие: воры используют оружие, парики или протезы для маскировки. Самая известная банда похитителей драгоценностей с балканскими связями — «Розовые пантеры». За последние пару десятилетий эта группировка совершила десятки краж драгоценностей на сотни миллионов долларов в Европе и Азии. Но «Розовые пантеры» редко оставляют после себя какие-либо улики, рассказал WSJ Роберт Уиттман, бывший следователь по делам об арт-преступлениях в Федеральном бюро расследований, в то время как в инциденте с Лувром было допущено несколько ошибок. Так, грабители оставили после себя мебельный лифт, болгарки и желтый строительный жилет, а также уронили корону императрицы при побеге.
«Тот, кто это сделал, — смелый, но неопытный любитель», — сказал Уиттман. Энтони Роман, частный детектив с опытом расследования преступлений в сфере искусства, сказал, что его удивило то, что корона осталась на месте, учитывая ее историческую и рыночную ценность. «Если воры оставили корону, значит, они непрофессионалы», — сказал он. Наказания за кражу ювелирных ценностей сегодня несопоставимы с масштабом ущерба — именно поэтому подобные преступления остаются привлекательными, отмечает эксперт по реституции Крис Маринелло. Он считает, что такие посягательства стоит квалифицировать как «культурный терроризм» и наказывать строже. По его словам, музеи должны пересмотреть систему безопасности — от хранения и сигнализации до проверки посетителей. Луврское ограбление показало, что преступники заранее изучили здание и пути доступа, включая место, где они оставили мебельный подъемник. Маринелло полагает, что усиление контроля — вплоть до проверки удостоверений личности, как в аэропортах, — могло бы снизить риски, хотя это и обернeтся очередями у входа.