Опубликована методика, по которой будут распределять платные места в вузах

Минобрнауки опубликовало проект методики, по которой планируется определять количество платных мест в вузах на 2026/27 учебный год. И на этом, кажется, закончилась эра безграничного платного набора.

Опубликована методика, по которой будут распределять платные места в вузах
© Российская Газета

Напомним, что 1 сентября 2025 года вступил в силу закон о государственном регулировании платного приема в вузы. Раньше все было просто: не прошел на бюджет - подавай документы на платное отделение. Если, конечно, у родителей на это есть средства. Брали, как правило, всех: конкурса на "платке" практически не было, и, честно говоря, зачастую студбилеты получали абитуриенты с минимальными знаниями. А большую часть платного набора составляли студенты-гуманитарии.

Но всему есть предел, и этот предел теперь определяет государство в лице министерства науки и высшего образования.

Как прокомментировали "Российской газете" в Минобрнауки, регулировать платные места будут не по всем направлениям подготовки и специальностям высшего образования, а только по тем из них, которые войдут в специальный перечень, утверждаемый правительством. Это, скорее всего, не коснется социально значимых и дефицитных направлений, например, из области здравоохранения и медицинских наук, образования и педагогики. А что там будет? В Сети сейчас распространяется некий проект перечня, в котором якобы 46 направлений.

- В данный момент проект перечня находится на утверждении в аппарате правительства, - прокомментировали "РГ" в министерстве. - Речь о примерно 10 процентах специальностей, количество выпускников по которым существенно превышает потребности рынка труда. Статистически к таким специальностям относятся, например, экономика, юриспруденция, государственное и муниципальное управление, менеджмент.

Регулировать платный набор будут на специальностях, где выпускников существенно больше, чем нужно рынку труда. Например, экономика, юриспруденция, менеджмент

Как предлагается распределять платные места? Прежде всего, отдельно для "головного" вуза и для каждого из его филиалов. "Обменивать" или "дарить" места от основной организации в филиалы и обратно, а также между филиалами не допускается.

Максимальное число платных мест для каждого конкретного университета предлагается рассчитывать по сложной, на первый взгляд, математической формуле. Но если разобраться, то все понятно и логично.

- Основой определения количества платных мест станет информация о фактической численности студентов, зачисленных на платной основе в течение трех предыдущих приемных кампаний, - сообщили в Минобрнауки.

На словах формула выглядит так: среднее число принятых договорников за последние три учебных года, умноженное на повышающий коэффициент. Что это за коэффициент?

Он учитывает соответствие направления области образования, имеющей наибольшую долю студентов в общем количестве тех, кто учится на программах бакалавриата и специалитета.

Правовые аспекты образования эксперты "РГ" разбирают в рубрике "Юрконсультация"

"В случае если направление относится к области образования, имеющей долю обучающихся более 50 процентов от общей численности..., значение коэффициента приравнивается к 1,1, в остальных случаях значение коэффициента приравнивается к 1", - говорится в документе.

Будет иметь значение и средний балл Единого госэкзамена. Если у зачисленных на "платку" по определенному направлению в приемную кампанию 2025 года он составлял менее 50 баллов, то платные места по данной специальности на следующий год не будут выделяться вообще.

- Предложения о предельном количестве платных мест будут опубликованы в личных кабинетах образовательных организаций, о дате открытия которых будет объявлено дополнительно на официальном сайте Минобрнауки России, - уточнили в ведомстве.

После публикации предложений Минобрнауки каждый вуз в течение 5 рабочих дней представляет свои идеи по увеличению или уменьшению числа мест, но обязательно с обоснованием. Во внимание будут принимать средний балл ЕГЭ, востребованность выпускников и объем платного приема текущего года. Допустимый уровень корректировки составит не менее 5 процентов.

Мнения

Илья Обабков, и. о. ректора УрФУ:

- Мы всегда говорим: важно выявить и развить талант студента. Идеально, если это развитие совпадает с направлениями технологического лидерства. Это принципиальная позиция университета и, по сути, прямое отражение задач, которые сегодня ставит государство перед системой высшего образования. Очевидно, что регулирование платного приема становится объективной необходимостью в контексте политики технологического лидерства страны. Важно выстраивать систему подготовки кадров, исходя не только из конъюнктуры спроса на образовательные услуги, но и на основе анализа эффективности и востребованности выпускников. Уверен, что именно статистика трудоустройства и профессиональных достижений должна стать одним из ключевых ориентиров при формировании приемной политики вузов.

Владимир Шевченко, ректор МИФИ:

- Меры по регулированию платного набора будут способствовать оздоровлению ситуации с "фабриками дипломов", которые выдают документы гособразца, не подкрепляя их соответствующим образовательным процессом. Что греха таить, таких ситуаций у нас хватает. В конце концов, за пределами государственной системы высшего образования сформирован многомиллиардный рынок образовательных услуг, который закрывает самые разнообразные порой, весьма экзотические образовательные потребности граждан. Но к дипломам государственного образца это не имеет никакого отношения.

Николай Рогалев, ректор НИУ "МЭИ":

- Для технических вузов особенно важно, чтобы набор студентов как на бюджетные отделения, так и на платной основе соответствовал реальному спросу промышленности, ИТ-сектора и других отраслей. При этом мы видим, что механизм регулирования будет учитывать специфику инженерных направлений, где обучение требует серьезной материально-технической базы и квалифицированных кадров. Регулирование платного приема не должно снижать доступность инженерного образования для мотивированных абитуриентов, готовых инвестировать в свое будущее.