Гранатовая любовь. К 155-летию со дня рождения Александра Куприна

Это было у моря, где ажурная пена, Где встречается редко городской экипаж… Королева играла — в башне замка — Шопена, И, внимая Шопену, полюбил ее паж. Перефразируя одного киногероя, сюжет "Гранатового браслета" слишком известен, чтобы его пересказывать. Это, действительно, было у моря, действительно, в повести играет музыка – правда, не Шопен, а Бетховен, что навевает некоторые ассоциации с "Крейцеровой сонатой" Льва Толстого. Ну, а "королеву", княгиню Веру Николаевну, полюбил не паж, а бедный чиновник Желтков. Сам Куприн очень трепетно относился к "Гранатовому браслету", называл его своей самой целомудренной вещью, а также решительно отвергал любые упрёки в неправдоподобности фабулы. К слову, в основу сюжета легла реальная история, которая произошла в семействе родственников первой жены Куприна. Только прототип Желткова, насколько известно, благополучно уехал, а незадачливый поклонник Веры Николаевны покончил с собой по воле художника, обострившего ситуацию и доведшего её до трагической развязки. В этом и заключается одна из задач искусства – приподнимать заурядные, бытовые истории до степени высокого трагизма. Кадр из фильма «Гранатовый браслет», 1964 г. Фото из открытых источников. В первую очередь необходимо задаться вопросом: о чём "Гранатовый браслет"? На первый взгляд, ответ очевиден: большинство, естественно, скажет, что о любви. Причём о любви пламенной, уникальной, исключительной, "сильной, как смерть". Здесь можно вспомнить слова генерала Аносова – второстепенного, но очень важного персонажа, который говорит, что "любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире" . Такой, для которой "совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – не труд, а одна радость" . Все сентенции генерала о любви можно, думается, рассматривать как концепцию Куприна, который сам считал любовь едва ли не главной жизненной ценностью и относился к ней как к святыне. Но здесь же, если пока оставаться в рамках любовной парадигмы, возникает вопрос о природе этой любви, о том, насколько она соответствует некой норме либо отклоняется от неё. Есть теория, согласно которой любая любовь есть болезнь, а всех влюблённых можно приравнять к сумасшедшим. Недаром существует латинское изречение omnia amantes amentes sunt: все влюблённые – безумцы. Так что этот вопрос не имеет однозначного ответа, но всё-таки, если не рассматривать a priori любовь как одержимость и душевный недуг, то сущность чувства Желткова становится уже не столь однозначной. Примечательно, что в тексте повести неоднократно ставится эта дилемма. Так, княгиня Вера уже после гибели Желткова задаётся вопросом, что это было – любовь или сумасшествие. Кроме того, муж Веры, князь Василий Львович, прямо говорит ей, что во время их беседы с бедным чиновником удостоверился, что тот не был сумасшедшим и маньяком. Сам Желтков в последнем письме Вере пишет, что он проверял себя на сей счет и также пришёл к выводу, что это не болезнь, а подлинная любовь в самом высоком смысле слова. Наконец, что сказал генерал после того, как Вера поведала ему всю историю взаимоотношений с Желтковым? "Может быть, это просто ненормальный малый, маньяк, а – почём знать? – может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины". В общем, все сходятся на том, что Желтков не маньяк. И впрямь в его поведении трудно увидеть что-либо маниакальное. Скорее, оно вполне укладывается в романтическую традицию, и тут можно привести длинный список произведений мировой литературы, начиная со "Страданий юного Вертера". К тому же, немного смущает, что якобы маньяк кончает жизнь самоубийством – будь Желтков таковым, он вероятнее довёл бы до этого шага Веру Николаевну. Таким образом, если копать не слишком глубоко, а ограничиться тем, что более-менее на поверхности, то можно сказать, что "Гранатовый браслет" – это история тайной безответной любви, которая заканчивается плачевно – гибелью влюбленного. Но если посмотреть чуть шире, то в произведении можно увидеть второй пласт, существенно дополняющий первоначальную картину. Игорь Озеров в роли Желткова в фильме "Гранатовый браслет". Фото Яндекс.Картинки. В "Гранатовом браслете" мы видим несколько типов любви, и автор ставит перед нами выбор, какой из них предпочтительнее. С одной стороны – спокойная супружеская любовь княгини Веры к её доброму и благородному мужу, а с другой – идеальная платоническая любовь Желткова, по определению не имеющая счастливого исхода. Казалось бы, перед нами встаёт непростой выбор из этих двух вариантов, а Куприн тем самым как бы задает вопрос, что же есть любовь: размеренное течение буден, когда два человека вместе образуют гармоничное целое и следуют по течению жизни вплоть до её конца, либо же трагическая гибель как доказательство силы своей любви и невозможности жизни без любимого человека. Куприн сам же как бы навязывает нам один из вариантов ответа, считая высшей формой любви именно любовь несчастного Желткова. Но самое интересное в том, что при рассмотрении всех предложенных вариантов любви видно: все они имеют свои минусы. Быть как Вера – буржуазно и скучно, быть как Желтков – самоубийственно. Идеального варианта нет. Фигура Желткова довольно любопытна, при том, что в повести она занимает не так много места. Конечно, в значительной степени он продолжает традицию "маленького человека" – человек бедный, обездоленный, находящийся в социальном низу, по большому счёту, он не имеет в жизни ничего, кроме любви к Вере Николаевне. И можно не сомневаться, что любовь эта самая чистая и возвышенная. Можно вспомнить и его поведение, и фразы из его предсмертного письма. Например, финальное пожелание: "Пусть ничто временное и житейское не тревожит вашу прекрасную душу" . Эта фраза весьма примечательна, и её можно интерпретировать по-разному. Как известно, русские писатели были большими пессимистами, и не слишком верили в возможность длительного гармоничного счастья, которое рано или поздно обязательно оборвётся трагедией. Так происходит и с Верой, она говорит мужу после самоубийства Желткова: "Я чувствую, что в нашу жизнь вмешалось что-то ужасное". Кадр из сериала "Куприн", серия по мотивам "Гранатового браслета" (2014 год). Фото: LiveLib В повести внушительное место занимает описание дома князя Шеина, уклада жизни, светских приёмов и т.п. И это отнюдь не случайно. Согласно одной из версий, на самом деле "Гранатовый браслет" вовсе не о любви, а о противостоянии двух миров, о светской жизни, куда был брошен камень. В самом деле, Вера и Желтков принадлежат к разным социальным слоям, и никаких отношений между ними быть не может. Собственно, Желтков ведь и не стремится к физической близости. Нет, ему Вера нужна лишь как предмет для обожествления. Сама же Вера до последнего времени жила вполне благополучной семейной жизнью – по крайней мере, внешне. И вот Желтков присылает свой браслет на её именины, а затем кончает с собой. Казалось бы, после этого семейная жизнь Шеиных может идти дальше, как ни в чём не бывало, но в действительности эти события навсегда разрушили счастливый быт или, во всяком случае, его видимость. Важный нюанс: у четы Шеиных нет детей, а Желтков теперь всегда будет с ними как бы третьим. "Гранатовый браслет" – история мезальянса, не осуществимого в реальной жизни. Тут можно вспомнить Льва Толстого, чья героиня, Анна Каренина от нелюбимого мужа ушла к любовнику, и ничего хорошего из этого не вышло. Вера, судя по всему, любит мужа, хоть и не особенно пылко, и изменять ему не собирается. И уж тем более сбегать от него с Желтковым. И когда после кончины несчастного Желткова она приходит к нему на квартиру, кладёт розу и дружески целует покойника в лоб, с её стороны это дань некоему памятнику любви, а не настоящей страсти, на которую она могла бы ответить. Там же говорится: Вера будто бы почувствовала в этот момент, что мимо неё прошла большая любовь. Но на самом деле эта любовь прошла мимо неё не потому, что Желтков умер, и она не сможет с ним сбежать. А потому, что та любовь представляла собой исключительно духовный труд самого Желткова, а Вера здесь была ни при чём. И потом, в самом конце, когда Вера говорит о Желткове, что "он простил меня" , во-первых, не вполне ясно, откуда у неё такая уверенность, а во-вторых, возникает вопрос, за что он должен был её простить. Да и так ли уж важно ей его прощение? Максим Аверин – Желтков. Кадр из сериала "Куприн". Фото: 1tv.ru "Гранатовый браслет" относится к числу самых известных, и, если можно так сказать, самых массовых произведений отечественной классики. Если говорить объективно, то эта повесть не отличается выдающимися художественными достоинствами. Особенно "дешевит" её сильно притянутый финал, который выглядит чересчур искусственно и фальшиво. Но в то же время эта вещь, безусловно, содержит в себе нечто, что притягивает к ней читательский интерес уже на протяжении более века. Уже на основании этого мы можем отнести "Гранатовый браслет" к категории вечных произведений, коим забвение не грозит. У этой повести есть как поклонники, так и те, кому она не по душе, но главное, что она вызывает споры и не оставляет равнодушным. В этом и заключается признак действительно большой литературы.

Гранатовая любовь. К 155-летию со дня рождения Александра Куприна
© Ревизор.ru