70 лет назад в бухте Севастополя затонул линкор "Новороссийск"

В Севастополе почтили память погибших на линкоре "Новороссийск", который затонул 70 лет назад в Севастопольской бухте, унеся жизни более 600 моряков. Венки на воду возложили ветераны Черноморского флота, общественники и курсанты. Траурный митинг также состоялся на Братском кладбище у мемориала "Родина сыновьям", где высечены имена погибших на линкоре.

70 лет назад в бухте Севастополя затонул линкор "Новороссийск"
© Российская Газета

"Город праздновал 100-летний юбилей обороны Севастополя. 28 октября 1955 году линкор вошел в бухту. 29 октября под корпусом корабля произошел мощный взрыв. Его причина до сих пор окончательно не установлена. Прошли десятилетия, но мы помним", - сообщил губернатор города Михаил Развожаев.

Этот корабль достался Советскому Союзу после Второй мировой войны в качестве репараций от побежденной Италии. До этого он 35 лет ходил под итальянским флагом и носил имя "Джулио Цезаре" ("Юлий Цезарь"). В состав Черноморской эскадры вошел как "Новороссийск".

Корабль затонул 29 октября 1955 года в результате взрыва во время стоянки в середине Севастопольской бухты. По разным оценкам, трагедия унесла жизни от 650 до 800 человек. Гибель флагмана в мирное время в главной базе флота не укладывалась в голове и до сих пор вызывает споры среди ветеранов и историков. Тем более что достоверная причина не была установлена. Правительственная комиссия, проведя расследование, назвала наиболее вероятной версию подрыва корабля на глубинной немецкой бомбе, оставшейся со времен войны, но также не исключила возможность диверсии.

"Это горестное событие стало неотъемлемой частью истории Военно-морского флота СССР и главной базы Черноморского флота. Гибель линкора долго замалчивалась, но с конца 1980-х годов о ней стали говорить в полный голос. Написаны книги, сняты фильмы, имена погибших и их образы увековечены в металле и камне", - отметил ученый секретарь Военно-научного общества ЧФ Сергей Горбачев.

Взрыв, который произошел в носовой части корабля, был эквивалентен 1000-1200 килограммам тротила. Он сразу унес жизни 175 моряков, спавших в кубриках над местом взрыва. Экипаж пытался сохранить линкор на плаву и отбуксировать на мель. Однако нос быстро ушел под воду и коснулся дна, корма поднялась, возник опасный крен на левый борт. В 4:15 корабль перевернулся. На борту оставалась большая часть экипажа. В результате спасательных работ удалось поднять живыми только девять человек. Двоих из них вывели водолазы, которые пробирались сквозь тела погибших. Семерых достали, вырезав отверстие в корме. Стук запертых в отсеках корабля моряков водолазы слышали до 1 ноября.

В 1956-57 годах проводились работы по подъему корабля. В корпус компрессорами закачали воздух, и 4 мая 1957 он всплыл в перевернутом виде. Внутри еще оставались тела моряков. Линкор отбуксировали в Казачью бухту, где он был разделан на металл.

Еще в 1980-х в обстоятельствах гибели корабля появился "итальянский" след. Якобы это была хорошо спланированная диверсия водолазов 10-й флотилии МАС - военно-морского спецназа Италии. В 2013 году пожилой ветеран этого подразделения Уго Де Эспозито признался в телевизионном интервью: "Коммандос 10-й флотилии МАС не желали, чтобы линкор был у русских, и уничтожили его. Они сделали все возможное, чтобы потопить его". Однако никаких подробностей и доказательств этой вылазки нет, у многих исследователей она вызывает сомнения.

В 2018 году были раскрыты архивные данные, которые подтверждали версию о том, что причиной гибели "Новороссийска" стала донная немецкая мина, оставшаяся со времен войны.

Справка "РГ"

Линкор "Новороссийск" (изначально Giulio Cesare) был построен в 1910-1914 годах в Генуе. В 1949 году, после раздела итальянского флота странами-победителями, поступил на Черноморский флот, прошел модернизацию на "Севморзаводе" и стал флагманом. Имел водоизмещение 28 тысяч тонн, длину 170 метров, ширину 28 метров и осадку 10 метров. При таких габаритах развивал довольно высокую скорость 28 узлов. Экипаж составлял 1200 человек.

промо изображение