В Воронеже показали спектакль о скромной героине ленинградской блокады
Необычную постановку на военную тематику представил на фестивале "Маршак" Санкт-Петербургский ТЮЗ имени А. Брянцева. "Красавица" - история о техничке зоосада Евдокии Дашиной, которая спасла многотонную бегемотиху от голодной смерти в первую блокадную зиму.
В спектакле Тимура Кулова не рвутся бомбы, не стоят в очередях за хлебным пайком, не падают в обморок. Трагедия войны и блокады показана через по-детски причудливую фантазию, не привязанную ни ко времени, ни к месту. Привязкой к реальности служит лишь таймер, который вначале в обратном порядке отсчитывает 872 дня блокады Ленинграда, а затем замирает на цифре, отражающей число дней после ее снятия.
Красавицей звали бегемотиху, любимицу детворы. В эвакуацию их со слонихой Бетти не взяли. Рацион, как и людям, урезали до предела: в день животному было нужно 40 кило отрубей и овощей, а находилось лишь пять. Остальной объем Дашина, которая отправила детей в тыл и тоже никуда не уехала, "нагоняла" с помощью вареных опилок.
Бассейн бегемота высох, но смотрительница ведрами носила с ближайшего канала сотни литров воды, грела ее, обтирала Красавицу влажной тряпкой, втирала ей в кожу тюлений жир… А зимой - сшила зверю попону и переехала в вольер, чтобы постоянно подтапливать печь и не дать своей подопечной замереть без движения: это означало бы верную гибель. Благодаря заботе бегемотиха выжила. Но, возможно, и сама женщина не сдалась только потому, что у нее была эта ответственность.
Изображать истощенную Дашину и бессловесную Красавицу в реалистическом ключе, со звериной серьезностью, было бы непростительно глупо. Да и, по большому счету, бессмысленно: современные дети, не знающие ни голода, ни сколько-нибудь тяжелых лишений, все равно не смогут примерить ощущения блокадников к себе.
Режиссер выбрал форму сказки: энергичная смотрительница (Анна Слынько) и весьма подвижная бегемотиха (Василина Стрельникова) репетируют цирковые трюки, сочиняют костюм для будущего представления перед малышней, вместе боятся "серых жуков", которые падают с неба и грызут дома ленинградцев.
Евдокия Дашина здесь обращается с Красавицей как с несмышленым ребенком, которому нужно во что бы то ни стало оставить право на беззаботное детство. И которому ни в коем случае нельзя показать свою растерянность и отчаяние. Бегемотиха с кокетливым цветком за ухом подыгрывает и покорно жует опилки из лохани-чемодана (потом он превратится в ее пасть), делая вид, что не замечает разницы во вкусе.
Их диалог условен - можно сказать, что это внутренняя речь человека, который борется за жизнь и пытается вытащить себя за волосы, подчеркнула Анна Слынько.

"На сюжет я наткнулся случайно, когда искал материал для постановки к 80-летию Победы. Пришел со своими детьми в зоосад, и там в музее мне рассказали про Дашину. Оказалось, что эту историю нигде не использовали - это потом уже стали снимать кино с Юлией Пересильд. А так, не было ни книг, ни фильмов, ни пьесы. И я подумал, что такую пьесу надо придумать, чтобы рассказать историю тихого подвига. Как мне кажется, сегодня это важно - не громко рассказать, а именно тихо… - пояснил Тимур Кулов. - И с актрисами через этюды сочинили спектакль. Здесь много вымысла, но толчком была фраза музейной сотрудницы о том, что Евдокия Дашина по ночам спускалась к бегемотихе и беседовала с ней. Мы и предположили, о чем они могли бы беседовать… Что-то брали из документальных данных - например, письма эвакуированных тем, кто остался в городе во время блокады. Оформление пространства сделали нарочито аскетичным, это некое безвременье, в котором находятся мифы Ленинграда, мифы Санкт-Петербурга. Они уже постоянно там прописались, как эталон сохранения человечности в самых острых обстоятельствах".
Постановщик и актрисы намеренно избегали слов "блокада", "фашизм", "атака" и прочих терминов военного лексикона, без жесткости. "Не хотелось делать слезливый спектакль - сама тема уже предполагает работу души, а о тяготах блокадников и так все знают, не нужно педалировать то, что героям тяжело, нет еды…" - добавил Кулов.
Обе актрисы - внучки блокадников. Для них тема имеет особый, личный оттенок.
"Бабушка и дедушка много рассказывали о детстве в военном Ленинграде, но всегда говорили без тоски, вспоминали хорошие эпизоды, взаимопомощь. И наша история в спектакле тоже про то, как два существа спасают друг друга", - отметила Василина Стрельникова.
В одном из пронзительных моментов спектакля, где Красавица узнает о гибели слонихи Бетти, актриса поет колыбельную, когда-то написанную ее мужем для дочерей, как бы успокаивая боль простой мелодией.
"В подростковом возрасте я не особенно осознавала свою связь с историей войны, хотя бабушки и дедушки делились воспоминаниями. Но уже студенткой, когда стала по-другому понимать жизнь… Я очень много с бабушкой говорила о блокаде, рада, что у нас сохранились видеосъемки с ней. Она рассказывала очень буднично, но это и шокирует. Обдает холодом. И вот теперь мне хочется с ребятами 14-16 лет поговорить на эту тему - не напугать, а просто поразмышлять, возможно, заложить какие-то зерна, которые, как когда-то и во мне, со временем прорастут", - добавила Анна Слынько.