Охота на террористов: удалось выяснить, планировалась ли чекистами ликвидация организаторов угона самолета
55 лет назад было совершено преступление, с последствиями которого миллионы наших сограждан сталкиваются до сих пор. 15 октября 1970 года в СССР впервые произошел успешный угон пассажирского самолета, при этом от рук налетчиков погибла стюардесса. После случившейся трагедии в советских аэропортах начали вводить более строгие меры для предотвращения подобных террористических актов.

Судя по информации из открытых источников, это была попытка №11. До октябрьского воздушного инцидента, о котором пойдет речь, в Советском Союзе было зафиксировано 10 случаев, когда пробовали захватить гражданские воздушные суда.
«Пионерами» оказалась некая супружеская пара, вознамерившись перебраться по воздуху из России в Финляндию. 8 января 1954 года супруги, заранее раздобыв пару пистолетов, сели в столице Эстонии на самолет Ли-2, выполнявший рейс Минск — Таллин — Ленинград. Вскоре после взлета они ворвались в кабину пилотов и, угрожая оружием, приказали взять курс на Хельсинки. Но террористам не повезло. Один из членов экипажа, бывалый фронтовик Тимофей Ромашкин, рискнул вступить в схватку с двумя вооруженными угонщиками. По ходу этой борьбы отважный бортмеханик получил несколько пулевых ранений, от которых позже умер, однако дело свое он сделал — при поддержке других летчиков удалось преступников обезвредить. Ли-2 благополучно приземлился в Таллине, где криминальный дуэт передали в руки милиции. За проявленное мужество Ромашкин посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, его товарищей наградили орденами Красной Звезды.
На протяжении последующих полутора десятилетий попытки воздушного пиратства, предпринятые в разных регионах Союза, также заканчивались провалом и даже смертью для их организаторов. Причем «искатели приключений» порой демонстрировали полнейшее отсутствие логики и представлений о реальности. Яркий пример тому — инцидент в октябре 1958-го, когда двое вооруженных преступников захватили пассажирский Ан-2 в одном из аэропортов Якутии и потребовали от пилота лететь на этом «кукурузнике» в США!
Осенью 1970-го очередная затея с побегом из Страны Советов по воздушному мосту все-таки увенчалась успехом, а имена участников террористической акции, литовца Пранаса Бразинскаса и его несовершеннолетнего сына Альгирдаса, оказались у всех на слуху.
«За невыполнение — смерть»
15 октября пассажирский Ан-24, выполняя очередной рейс, поднялся из аэропорта Батуми и взял курс на Сухуми. Полет предстоял совсем короткий, менее получаса. Однако на сей раз он оказался куда более протяженным и опасным.
На борту лайнера находился 51 человек — 46 пассажиров (в их числе 17 женщин, малолетний ребенок) и 5 членов экипажа. Через несколько минут после того, как лайнер стартовал, мужчина, занявший место в начале салона, вдруг подозвал к себе бортпроводницу Надежду Курченко и передал ей конверт, чтобы она отнесла его летчикам.
Содержимое оказалось очень странным. Вверху листка бумаги было написано «Приказ №9». А дальше шли несколько пунктов: «Приказываю лететь по указанному маршруту. Прекратить радиосвязь. За невыполнение приказов — смерть». Ниже поставлена подпись: «Генерал Крылов».
Стюардесса к тому времени летала на рейсах «Аэрофлота» уже более полутора лет, однако ни с чем подобным ей сталкиваться не приходилось. Курченко решила сообщить о странном пассажире командиру экипажа и направилась к кабине пилотов. Незнакомец тут же поднялся с кресла и пошел вслед за ней, на ходу вытащив обрез. Спустя мгновение с соседнего места вскочил молодой парень, в руке он держал пистолет. Увидев оружие, Надежда, желая предупредить товарищей, крикнула (судя по рассказам свидетелей событий): «Нападение! Они вооружены!» Одновременно с этим Курченко попыталась преградить террористу путь.
Налетчик не пощадил отважную девушку и дважды выстрелил в нее. Одно из пулевых ранений оказалось смертельным. Затем вооруженные мужчина и подросток ворвались в пилотскую кабину.
Поняв, что произошло, командир воздушного судна попытался резкими виражами самолета повалить бандитов на пол, однако такой прием не сработал. Террористы устояли на ногах и, видя, что летчики пытаются сопротивляться «Приказу №9», открыли огонь. Хлопки выстрелов сопровождались криками главаря: «Турция! Лететь в Турцию!»
В маленькой кабине с расстояния метр-полтора промахнуться трудно. За считаные секунды трое — командир Георгий Чахкария, штурман Валерий Фадеев и бортмеханик Оганес Бабаян — были серьезно ранены. Кроме того, воздушные пираты, опасаясь, что им может помешать кто-нибудь из пассажиров, палили также и в сторону салона. Позднее, когда шло расследование ЧП, при тщательном осмотре Ан-24 внутри обнаружили около 25 следов от попадания пуль.
Из авиаторов невредимым остался лишь второй пилот Сулико Шавидзе. Именно ему старший из угонщиков велел изменить курс и лететь на юг, в сторону Турции. В качестве веского аргумента, убеждающего строго выполнять такие требования, мужчина показал летчику имевшуюся у него гранату.
Сорвав с членов экипажа наушники и лишив их радиосвязи с землей, террорист-главарь вышел к пассажирам (его напарник при этом продолжал держать летчиков под прицелом) и объявил: «С этой минуты здесь советской власти нет!»
КВС Чахкария впоследствии признавался, что в те минуты мелькнула мысль разрешить возникшую ситуацию самым радикальным способом, отправив крылатую машину в крутое пике и разбив ее вместе с бандитами. Однако при этом погибли бы и десятки ни в чем не повинных людей, находящихся в салоне. Пришлось от такой идеи отказаться. Между тем лайнер пересек границу и полетел к ближайшему аэродрому в турецком городе Трабзон. Включенный Шавидзе маячок с сигналом SOS позволил гражданскому самолету-нарушителю избежать обстрела со стороны «соседей» и благополучно приземлиться.
На борт «двадцать четвертого» поднялись полицейские и медики. Всех раненых увезли в госпиталь, а двоих террористов отконвоировали в тюрьму.
Еще некоторое время спустя турки организовали отправку пассажиров и членов экипажа советского лайнера на родину. В Союз доставили и гроб с телом убитой налетчиками Надежды Курченко. Имя храброй 19-летней девушки тогда узнала вся страна, о ее самоотверженном поступке написали газеты, сообщили по радио и телевидению, позднее по мотивам всей этой истории даже сняли фильм «Абитуриентка». Трагизма произошедшему добавил тот факт, что, как выяснилось, бортпроводница погибла буквально за три месяца до собственной свадьбы. Подвиг стюардессы был высоко оценен: Курченко посмертно наградили орденом. Похороны состоялись в Сухуми, посреди городского парка установили памятник (позднее, с началом распада СССР, по просьбе матери Надежды останки были перевезены в удмуртский город Глазов, где жила семья героини).
Кровавые события 15 октября серьезно поломали жизнь еще двоим членам экипажа. Командиру Чахкарии и штурману Фадееву после полученных при нападении тяжелых ранений пришлось отказаться по состоянию здоровья от дальнейшей летной работы.
Ан-24 с номером «СССР-46256», на борту которого разыгралась трагедия, удалось вернуть из Турции. Его отремонтировали, «залечили» все полученные «раны», и этот авиалайнер еще не один год летал по маршрутам. Напоминанием об ужасной странице в его биографии служил фотопортрет Надежды Курченко, висящий в салоне.
Неисправимый спекулянт
А что же с угонщиками-террористами? Довольно быстро советским компетентным органам удалось выяснить, кто эти люди, совершившие столь тяжкое преступление.
Организатором и главным исполнителем захвата самолета оказался 46-летний уроженец Прибалтики Пранас Бразинскас. Ближе к концу Великой Отечественной он был мобилизован гитлеровцами и служил во вспомогательных частях вермахта. В послевоенные годы оказался на подхвате у литовских «лесных братьев», однако каким-то образом сумел затем успешно пройти проверку, устроенную чекистами. Уже в 1950-е, будучи товароведом сельского кооператива, попался на незаконной торговле стройматериалами и получил свой первый срок — год исправительных работ. Но этот срок его не исправил: 10 лет спустя Бразинскас, в ту пору заведующий магазином, вновь попал за решетку, на сей раз за расхищение имущества. Отсидев 3 года и получив досрочное освобождение по амнистии, мужчина предпочел сменить место жительства и подался в узбекский Коканд. Там Пранас вскоре опять наладил нелегальный бизнес — торговал дефицитными по тем временам коврами. Кончилось тем, что предприимчивым спекулянтом заинтересовались представители очень серьезной организации — КГБ. Видимо, тогда, поняв, что оказался «под колпаком», бывший помощник «лесных братьев» и надумал перебраться на Запад. С собой он решил прихватить сына Альгирдаса, которому едва исполнилось 15.
Конечно, человека с двумя судимостями никто «за кордон» из Союза не выпустил бы. Так что Бразинскасу оставалось уповать лишь на удачу при нелегальном пересечении границы. Лучшим из вариантов для этого он посчитал воздушный путь: захватить самолет и… прощайте, Советы!
Имея неплохие материальные возможности, экс-завмаг сумел основательно подготовиться к предстоящей операции. Раздобыл на «черном рынке» оружие: пистолет, обрез, гранату. Для маскировки приобрел себе также офицерскую форму (и превратился, таким образом, в порученца мифического генерала Крылова, от лица которого написал «приказ» для экипажа самолета). Позаботился и о финансовой «подушке», необходимой для обустройства в чужой стране: по имеющимся сведениям, Бразинскасу-старшему удалось припасти около 6000 долларов.
Со всеми этими запасами отец и сын отправились в Закавказье, поближе к турецкой границе, которую выбрал для побега Пранас. Дальнейшее казалось делом техники. Купили два билета на местный рейс, маршрут которого пролегал неподалеку от государственных рубежей, без проблем поднялись с припрятанным оружием на борт Ан-24… А буквально через час, отметив этот свой путь «к свободе» чужой кровью, оказались на территории Турции.
«Подруга — винтовка»
По утверждениям пассажиров того злополучного рейса, в какой-то момент, когда захваченный лайнер уже летел к границе, Бразинскас-отец, пребывая в отличном настроении, стал распевать песню-гимн литовских националистов, «лесных братьев»: «…У меня осталась одна подруга — винтовка. Мой дом родной — это лес…»
Впрочем, дальше все пошло не по планам угонщика. Турецкая полиция их сразу же арестовала. Вместо предоставления политического убежища залетным гостям, особенно старшему из них, грозила серьезная кара. Перечень преступлений выглядел более чем внушительно: убийство, покушения на убийство трех человек, угон самолета, захват заложников, незаконное хранение оружия и нелегальное проникновение на территорию Турции.
Однако в дело вмешалась большая политика. Двое прибалтов-угонщиков оказались выгодными «козырями» в игре Запада против СССР. За Бразинскасов стали ходатайствовать эмигрантские организации, к делу подключились полуофициально даже несколько влиятельных политиков из США… Общими усилиями террористов попробовали сделать «белыми и пушистыми», мол, это же «борцы с коммунистической тиранией»! Доброхоты добились даже того, что на суде Бразинскаса в качестве адвоката защищал бывший министр юстиции Турецкой Республики. С подачи столь опытного господина Пранас в оправдание своих поступков стал рассказывать о том, что его отец якобы жертва сталинских репрессий, сам он, занимаясь координацией действий литовского сопротивления и среднеазиатского исламского подполья, угодил в лагерь за такую антикоммунистическую деятельность, а побег с угоном самолета был вынужденной мерой, поскольку иначе Советы его снова упекли бы за решетку.
Но все-таки отмыть угонщиков совсем добела не получилось. Слишком много бед они натворили. Так что в итоге Бразинскас-сын, как несовершеннолетний, получил два года тюрьмы, а Бразинскас-отец — восемь. Впрочем, из этого срока он отсидел только половину: через 4 года подоспел юбилей Турецкой Республики, в честь которого была объявлена массовая амнистия.
Спустя еще несколько лет главный угонщик вместе с приехавшим к нему сыном смогли перебраться из Турции в США. Сделали это тоже фактически нелегально: через Италию добрались до Венесуэлы, там взяли билеты до Канады и, воспользовавшись промежуточной посадкой в Нью-Йорке, тайком «просочились» за пределы аэропорта. Благодаря поддержке местной литовской диаспоры террористы смогли получить сперва вид на жительство, а потом и американские паспорта.
На суде Пранас упорно твердил, что стрелять по экипажу самолета их с Альгирдасом вынудили обстоятельства. Убийство стюардессы он сперва назвал непредумышленным действием, а потом и вовсе стал утверждать, что она случайно погибла во время перестрелки от пуль неких вооруженных охранников, якобы находившихся на борту Ан-24. Однако годы спустя преступник такую лицемерную позицию сам же и развенчал. В начале 1990-х журналистка из недавно ставшей независимой Литвы специально отправилась за границу, чтобы взять интервью у одного из «национальных героев». Отвечая на вопрос о погибшей Надежде Курченко, Бразинскас без смущения заявил, что убил «эту суку, потому что она встала у меня на пути».
Позднее Бразинскасы даже сочинили весьма эпическое повествование о своем «подвиге». Совершенное им преступление эти двое представили теперь как акт благодеяния чуть ли не для всего человечества: «Мы прорвались за «железный занавес» советских оккупантов, впервые в истории направив советский самолет из тюрьмы порабощенных Советами народов в свободный мир. Это событие потрясло советскую империю зла, прославило дело свободы Литвы во всем мире».
Поручение генсека
В СССР история с угоном самолета вызвала небывалый резонанс. Фактически уникальный случай, когда чрезвычайное происшествие оказалось упомянуто многими советскими СМИ. Мужество молоденькой стюардессы вызывало всеобщее восхищение, о ее гибели искренне горевали, на головы жестоких угонщиков сыпались проклятия. Их должно настигнуть справедливое возмездие! Об этом говорили не только тысячи простых советских граждан, такого же мнения придерживались и в Кремле. Сам генсек Брежнев давал строгие указания руководству МИДа, чтобы наши дипломаты добились выдачи преступников турецкой стороной. Усилий на сей счет было приложено немало, однако они закончились безрезультатно. Турки нам Бразинскасов не отдали.
Довелось отыскать в некоторых современных изданиях информацию о том, что, выполняя поручение с самого верха, в Комитете госбезопасности стали разрабатывать спецоперацию по уничтожению одиозных угонщиков на территории соседней страны. Ну да, такое возвращение к практике сталинских времен, когда за рубежом неоднократно проводили акции против врагов Страны Советов: Троцкий, атаман Дутов, один из руководителей ОУН (организация, признанная террористической и запрещенная на территории РФ) Коновалец… Бразинскасы могли бы пополнить данный список?
Авторы публикаций упоминают, что советской резидентуре в Анкаре было направлено распоряжение установить точное местонахождение воздушных пиратов. Одновременно готовили агента, который сумел бы провести устранение преступников, и специальное оружие для осуществления этой акции. Однако «угроза с Лубянки» Бразинскасов миновала: вдруг выяснилось, что Пранас и Альгирдас исчезли из Турции в неизвестном направлении. Операция была отменена.
Корреспондент «МК» попытался с помощью специалиста выяснить, насколько соответствует действительности подобная информация.
— Сведения о якобы планировавшемся по линии КГБ убийстве Бразинскасов в Турции вызывают очень большие сомнения, — подчеркнул историк спецслужб, полковник госбезопасности в отставке Олег Хлобустов. — Самое главное, не видно никакого практического смысла, ради чего стоило рисковать двумя-тремя нашими агентами, которых на самом деле пришлось бы задействовать для проведения ликвидации. Приведу пример. Почти в то же время, в 1976 году, летчик Беленко угнал за границу новейший советский перехватчик МиГ-25. Из-за предательства этого офицера наши противники получили доступ ко многим техническим, организационным секретам советской военной авиации. Компенсация данного ущерба потребовала от государства многомиллионных затрат. Сам Беленко еще на протяжении какого-то времени являлся источником важных сведений для американцев и их союзников. Но даже в таком случае не было предпринято попыток по ликвидации перебежчика. Что же тогда говорить о простых бандитах Бразинскасах?.. Конечно, можно рассуждать об эмоциональной, моральной стороне, но эти аргументы не выдерживают критики.
И все-таки даже без участия наших спецслужб кара настигла главного организатора угона самолета. Случилось это 30 с лишним лет спустя после совершенного им преступления. Зато по иронии судьбы в качестве исполнителя приговора выступил подельник Пранаса, его собственный сын. Зимой 2002 года в ходе возникшей между ними ссоры Альгирдас несколько раз ударил пожилого отца гантелью (по другим сведениям — бейсбольной битой), отправив его на тот свет. За это суд приговорил Бразинскаса-младшего к 16 годам лишения свободы. О дальнейшей судьбе террориста и убийцы сведений найти не удалось.
Самый большой секрет
ЧП с угоном Ан-24 в Турцию, о котором тогда много говорили, имело самые разные последствия. Преданный гласности столь вопиющий случай подтолкнул руководство гражданской авиации к ужесточению мер, направленных на то, чтобы обеспечивать впредь большую безопасность при выполнении воздушных перевозок.
В аэропортах стали появляться специальные зоны досмотра, где проверяли пассажиров на наличие у них оружия или того, что можно использовать в качестве такового, а затем пришел черед и установки металлодетекторов. Правилами «Аэрофлота» были запрещены к провозу в багаже некоторые опасные предметы. Внесли также изменения в конструкцию пассажирских самолетов: отныне двери, ведущие в кабины пилотов, стали гораздо более прочными, пуленепробиваемыми, кроме того, в них обязательно вмонтированы окошечки-«глазки», через которые летчики могут увидеть, что творится в салоне. Еще одно нововведение: для пресечения возможных беспорядков на борту самые вместительные лайнеры (а также те самолеты, маршруты которых проходили вблизи государственной границы) стали сопровождать вооруженные сотрудники правоохранительных органов в штатском. Некоторое время спустя пистолеты, 2–3 штуки, для возможности противодействия воздушным пиратам стали выдавать и членам экипажей крупных лайнеров. Впрочем, уже к концу прошлого века эта мера была признана излишней и даже небезопасной.
После случая с побегом Бразинскасов о других подобных инцидентах советским гражданам практически ничего не сообщали (по имеющимся сведениям, вплоть до распада СССР в стране произошло около ста попыток угона пассажирских самолетов, из которых почти каждая пятая заканчивалась для преступников удачно). Конечно, «сарафанное радио» работало, однако на официальном уровне об этом молчок. Тогда многие жители страны сердились: опять от нас неприятную правду власти скрывают! Но в подобном замалчивании был вполне оправданный практический смысл. Растиражированная история с угоном двумя негодяями Ан-24 в Турцию, при всей своей героической насыщенности — отважная бортпроводница, рискующие жизнью летчики, — являлась в то же время своеобразной агиткой, подталкивающей других любителей западной жизни к совершению подобных попыток.
Убедиться в этом пришлось, увы, уже совсем скоро. Буквально через пару недель после ЧП с Бразинскасами, 27 октября 1970-го, произошел новый угон воздушного судна. Двое молодых парней, двоюродные братья Виталий Поздеев и Николай Гилев, захватили пятиместный самолет, летевший из Керчи в Краснодар. Угрожая летчику бутафорским пистолетом, они заставили его направить крылатую машину в сторону Турции. Как выяснилось позднее, на этот «подвиг» молодых людей, мечтавших оказаться «за бугром», подтолкнули сообщения об успешном воздушном побеге на рейсовом Ан-24. Однако в отличие от своих «учителей» Гилев и Поздеев так и не смогли устроить жизнь на чужбине, а потому спустя год вернулись в Союз, где их ждали суд и долгий тюремный срок.
