Быт народов Дона
Ростовская область, 4 ноября 2025. Телеканал «ДОН 24». Так начинается утро казачьей семьи Дехтеревых, участников миллеровского конного взвода. Ведь для казаков лошадь – не просто животное, а боевой товарищ. В народе говорят: «Казак без коня не проживет и дня». Даже сегодня, спустя века, эти слова остаются частью воспитания молодого поколения. Сергей Дехтерев, предъесаул: «Когда в переходах идешь, конь – это тот же брат… На него кричать, шуметь – с ним надо ласково обращаться, он тебя всегда выручит». Сергей Дехтерев учит уважать, понимать и слышать своего коня. «Почему так важно соблюдать казачьи традиции, для чего это нужно?» – «Это наши деды, прадеды делали, и мы должны сохранять эти традиции, эти уклады». Джигитовка и владение шашкой сегодня уже не необходимость, но важная часть культурного наследия. После тяжелых тренировок казаки, как и прежде, пьют традиционный напиток – узвар. Татьяна Мухаметдинова, корреспондент: «Узвар пьют и в азербайджанской семье Гумматовых – здесь за столом смешиваются буквально две кухни». В готовку Сева вкладывает душу, всегда пытается удивить свою большую семью. Ведь именно так ее научил папа. Сегодня на обед шах-плов по фамильному рецепту. Сева Гумматова, участник «Азербайджанской национально-культурной автономии»: «В принципе, все, что я умею готовить, это благодаря ему. Когда при подаче его нарезают, он реально выглядит как корона... И я не помню, мне, наверное, лет 14 было, когда я его заставила бросить все и научить, и вот с тех пор готовлю». А первое блюдо – шулюм. Этот суп хозяйка научилась готовить у соседей-казаков. Так и получилось: восточная традиция встретилась с донской. И теперь уже Сева учит соединять две культуры на одной кухне. «Нет, нет, нет, стоп. Для шах-плова и вообще, в принципе, для жарки лук нарезается вот так». – «А как будет на азербайджанском?» – «На азербайджанском лук будет «соган». После готовки вся семья собирается за столом. А тут тоже по традиции на большой сцене собрались танцоры. Армянские мотивы звучат в Нахичевани, ведь именно сюда по указу Екатерины II переселили крымских армян. У них издавна каждый танец имел свое значение. Анаит Чухаджян, руководитель народного ансамбля «Звартноц»: «Армянские танцы отображают все культурное наследие нашего народа – наш характер, манеру общения, воспитание. Танцуя наши народные танцы, мы прикасаемся к истории в самом чистом ее проявлении. Наши предки считали, что если в танце мы двигаемся в правую сторону, то это к успеху, счастью, благополучию». Один из таких танцев – кочари. Его исполняют плечом к плечу и держась за руки. «А почему вы держитесь за руки?» – «Вообще в танце это обозначает единство». Единство – не только в танце, но и в жизни. На Дону сегодня живут представители более 150 национальностей и народов. Александр Усенко, кандидат исторических наук и доцент кафедры «История и культурология» ДГТУ: «С давних времен, наверное, возьмем даже древнегреческие времена, на территории Дона было очень много народов, кочевых народов, которые здесь проживали, – это гунны, хазары, печенеги, половцы, татары. Ну и впоследствии Дон стал, так скажем, плавильным котлом историческим, в котором замешалось очень много народов». Но несмотря на разную культуру, все вместе устраивают праздники на общей и родной Донской земле. Больше новостей в нашем канале в МАХ - https://max.ru/don24tv