В России отмечается День военного разведчика

Сегодня, 5 ноября, День военного разведчика. На днях небольшая группа немолодых мужчин собралась у дома номер 8 в Большом Патриаршем переулке. Здесь после возвращения из США жил военный разведчик-нелегал Артур Александрович Адамс (1895-1969). Сейчас на доме - бронзовый барельеф с портретом Героя России и оригинальными скульптурными зарисовками на мемориальной доске. Народный художник РФ Владимир Суровцев дал лаконично понять, чем занимался его и наш Герой: а именно атомной разведкой. Несколько коротких речей, красные гвоздики от сегодняшних соратников. И, слава Богу, пробудившаяся память о человеке, который добыл для страны атомные секреты американцев. Звание Героя России присвоено военному разведчику Адамсу Артуру Александровичу посмертно в 1999-м.

В России отмечается День военного разведчика
© Российская Газета

Как и Жоржу Ковалю, единственному из советских нелегалов, проникшему во время Отечественной войны в атомные лаборатории США. Яну Черняку, еще одному охотнику за атомными секретами, звездочку Героя привезли незадолго до смерти в 1995-м: он тяжело болел и уже не вставал с кровати.

Военная разведка - организация исключительно засекреченная. Своих героев раскрывает редко, в основном спустя десятилетия после их подвига.

Такая же история произошла с Артуром Александровичем Адамсом. Но хорошо, что она произошла, и теперь можно рассказать о семи интересных эпизодах из жизни нелегала, передавшего в предвоенные и военные годы более 5 тысяч секретных документов из США.

Семь фактов из жизни Артура Адамса

1

50 лет! В эти отнюдь не юные годы Артур Александрович Адамс был в 1935-м приглашен в военную разведку начальником разведуправления Рабоче-крестьянской Красной Армии Яном Берзинем. Это единственный известный случай в истории наших спецслужб, когда разведчик приступил к своим обязанностям в столь зрелом возрасте. Правда, новая карьера едва не закончилась, так и не начавшись. На медосмотре перед выездом нелегала в США врачи обнаружили у Артура Александровича, быстро прошедшего спецподготовку, тяжелую травму позвоночника. Он нуждался в постоянном медицинском наблюдении, работа в "особых" (нелегальных) условиях была ему противопоказана. Но Адамс уехал в Штаты через несколько дней после вынесения печального вердикта. Начальству - больным ли, здоровым - он был очень нужен за океаном.

2

Пишут, будто у Артура Александровича никогда не было воинского звания. Вот уж неправда. В 1913 году он, гражданин США, служил техником в американской, естественно, армии. А потом окончил курсы офицеров Национального резерва. Ему присвоили звание майора. А дома, в разведуправлении, так торопились с отправкой за границу, что о каком-либо звании речи и не шло. Адамс из-за этого переживал. И был очень горд, когда после возвращения из долгой американской командировки, вопреки всем законам и уставам, ему в виде исключения присвоили звание инженера-полковника. Сколько же сделал разведчик, если даже осторожные командиры рискнули произвести его сразу в старшие офицеры, а бдительные кадровики закрыли глаза на явное нарушение. Для той поры это было невероятно еще и потому, что Адамс... не имел советского гражданства, в которое он вскоре с радостью вступил.

3

Можно долго рассказывать о работе Адамса, оперативный псевдоним - Ахилл, в США. Завербовал 16 агентов. Передавал информацию по новинкам американской оборонки. До войны особо интересовала Москву информация о новых отравляющих веществах, которую Адамс получал от надежного источника - Эскулапа. Однажды тот обмолвился, что его старинный друг занят созданием урановой атомной бомбы. И в феврале 1944-го в небольшом городке вдали от Нью-Йорка нелегал познакомился с ученым, назовем его Мартином Кемпом. Тот руководил одним из важнейших атомных направлений и знал, о чем говорил: до изготовления первой атомной бомбы осталось совсем немного.

И уже 23 февраля американец передал новому знакомцу около тысячи страниц секретнейших "атомных" материалов плюс образцы чистого урана и бериллия. Все документы Адамс должен был вернуть ему утром. И Ахилл заранее, словно чувствуя, подготовил конспиративную квартиру, всю ночь переснимал там Кемпом переданное на черно-белую пленку. Всего таких пленок получилось 69. Объем невероятный. И ни разу рука немолодого разведчика не дрогнула. В Москве подтвердили получение, добавив: молодец, ни единого нечеткого кадра. А через месяц - еще одна встреча с мистером Кемпом и дополнительно 986 страниц документов по атомной тематике. Все присланное было высоко оценено будущим отцом первой советской атомной бомбы Игорем Курчатовым.

Никто так никогда не узнает, кто скрывался под псевдонимом Мартин Кемп. Сначала Эскулап сообщил Ахиллу: его друг тяжело страдает от неизвестной болезни. Потом Кемп навсегда исчез. Выскажу предположение. В те первые годы работ над созданием атомной бомбы об угрозе радиационного облучения знали мало. Возможно, облучение и было той "неизвестной болезнью", сразившей Мартина Кемпа.

4

Считается, будто Ахилл попал под подозрение, когда в ноябре 1944-го наружка ФБР засекла его встречу с советским резидентом Мольером, он же майор или полковник Павел Меклишев, работавшим "под крышей" посольства. Могло быть и так.

Вероятно и иное. Еще в 1935 году Адамс, якобы гражданин Канады, официально открыл в Нью-Йорке "Техническую лабораторию", которая вела информационную работу в области химии, электромеханики, радиотехники, танковой промышленности…

В довоенные годы это служило отличным прикрытием. Но во время войны контрразведка не могла не обратить внимания на лабораторию, занимавшуюся столь чувствительными проблемами. Да и за годы, проведенные в Штатах - 1935-1944, - Ахилла просто обязано было заметить ФБР. Почти девять лет с небольшим перерывом. Для нелегала, не менявшего нью-йоркского места жительства, срок очень долгий.

5

О каком "небольшом перерыве" идет речь? Ахилл вовсю развернулся в Штатах. Но и там его настиг "большой террор" наших 1930-х. Обвинение чудовищно по нелепости: в тесных связях с приверженцем Троцкого - неким Блюгерманом. Прибавились, как и было тогда принято, обвинения в шпионаже, продаже секретов, а заодно, для скопа, и растратах. Великолепный резидент Ахилл был отозван в Москву. Начальству разведупра удалось спасти его от сурового наказания, и в 1938 году ограничились увольнением из военной разведки.

Но кровавая "ежовщина" подходила к концу, и в 1939-м свершилось чудо: Адамса-Ахилла вернули в США.

6

Итак, Адамс под подозрением. Он сворачивает работу своей "Технической лаборатории", устраивается в фирму грампластинок, "замораживает" деятельность резидентуры. И все время - как чувствует опытный нелегал - находится под надзором наружки.

Есть две версии его бегства. Первая - по-киношному эффектная. Поздними вечерами он подолгу выгуливает собаку своего нью-йоркского знакомого. Наружка сначала неотступно пасет его, а потом, убедившись в невинности наскучившего ей занятия, все чаще отпускает его одного с собачкой. И однажды, ближе к полуночи, к подъезду возвращается один хорошо выдрессированный пес.

Вторая версия скромна и буднична. Ночь Адамс проводит дома. Но всегда педантично-аккуратный, утром он не выходит из квартиры, которую его преследователи к полудню вскрывают. Она пуста. Их подопечный каким-то образом ушел. Каким - непонятно. Возможно, через какой-то черный ход. А возможно - и нет.

За год скитаний по США ему пришлось сменить несколько городов и пять конспиративных квартир. Наши вывезли его таким же способом, как позднее и знаменитого Кима Филби, - из Бейрута. Адамс добрался до Филадельфии, был тайно переправлен на корабль на плотике. И ищи Ахилла в океане.

В 1946 году Артур Александрович Адамс прибыл в Москву.

7

Инженер-полковник Адамс проработал в ГРУ до 63 лет и в 1948 году вышел в отставку по достижении предельного срока службы. И нашел новую работу - стал политическим обозревателем ТАСС. Замечу, что в этом же агентстве после расставания с ГРУ трудился еще один будущий Герой России, уже упоминавшийся в начале статьи, - Ян Петрович Черняк.