Кемель Токаев — сирота, герой, журналист, писатель: о жизни отца президента Казахстана

Испытания судьбы

Кемель Токаев — сирота, герой, журналист, писатель: о жизни отца президента Казахстана
© ТАСС

Кемель Токаев родился 2 октября 1923 года. В начале 1930-х годов в республике шли коллективизации (кооперирование единоличных хозяйств) и внедрение оседлого (вместо привычного кочевого) образа жизни. Тогда для этого не было материальных, технических и, самое главное, социокультурных условий, поэтому реформы обернулись голодом и большими жертвами.

Дед нынешнего президента Тока решил отправиться на юг, и семья переселилась в город Фрунзе (ныне Бишкек), где ситуация не была столь катастрофической. Их приютила русская семья, которой Токаевы помогали по хозяйству в обмен на кров.

Спустя пару лет мать Кемеля разбил паралич, все хлопоты и, конечно, обязанности по содержанию семьи полностью легли на отца. В один из дней 1933 года Кемель с братом Касымом отправились в город за продуктами. По пути бедно одетых детей забрала милиция, и, несмотря на их объяснения, мальчиков оформили в детский дом.

"Так мой отец оказался сиротой при еще живых родителях, которым оставалось жить совсем недолго. <…> В доме оставалась бабушка со своей маленькой дочерью. Сестренка отца играла у печки, греясь от сильного холода. В какой-то момент она оступилась и оказалась в огне той самой злополучной печи. Парализованная мать ничем не могла помочь ребенку, ей оставалось с ужасом наблюдать, как родное дитя медленно сгорает в огне. Через несколько минут она тоже умерла от пережитого ужаса", — говорится в очерке "Слово об отце" Касым-Жомарта Токаева.

После безуспешных поисков сыновей глава семейства бесследно пропал. Обо всех трагедиях мальчики узнали позже, осознав, что их осталось только двое.

Через некоторое время их перевели в интернат для детей-сирот при Чимкентском свинцовом заводе. Там Кемель и Касым Токаевы окончили школу и получили аттестаты.

За оборону Сталинграда

В 1942 году после окончания сержантских курсов во Фрунзенском пехотном училище 18-летний Кемель Токаев был направлен на фронт. Он попал в воинскую часть, сражавшуюся на Сталинградском фронте. Казахского парня назначили на должность командира отделения 226-й стрелковой дивизии.

Через три месяца участия в боях он получил ранение и был направлен в военный госпиталь. Однако, согласно данным на портале Минобороны России "Память народа", уже в августе 1942 года Токаев был зачислен в 989-й стрелковый полк и после интенсивной подготовки отправлен на Донской фронт. 30 сентября 1942 года полк начал погрузку в эшелон на станции Бугуруслан.

"Доехав по железной дороге до станции Медведица, полк совершил 200-километровый марш, который части проводили только в темное время суток, днем же личный состав и техника укрывались от воздушного противника. Бойцы проходили по 50−60 км каждый день по проселочным дорогам, утопая в песке", — говорится в архивных материалах.

В начале ноября 1942 года полк передислоцировался на участок обороны западнее колхоза "13 лет Октября" и начал совершенствовать оборонительные позиции.

"Известно, что Кемель Токаев награжден медалью "За оборону Сталинграда". Но какие-либо подробности того времени, периода Сталинградской битвы, найти не удается. Даже в его автобиографической книге "Солдат ушел на войну" нет конкретных упоминаний о Сталинграде и боях под городом", — отметила доктор исторических наук, профессор факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби Лайла Ахметова.

Преодолевая страх

Как отмечает Ахметова, лучше всего этот период в жизни отца описал его сын Касым-Жомарт Токаев.

"Отец, вспоминая о войне, всегда говорил, что нельзя верить художественным произведениям, в которых тяжелые ратные дела описываются в розовых тонах. Его раздражали "ванильные" рассказы многих авторов о советских солдатах и офицерах, дескать, не ведавших страха во время кровопролитных боев. Отец, как фронтовик, доподлинно знал, что все солдаты испытывали чувство страха, особенно при первой встрече с противником. Другое дело, что одни преодолевали страх и становились профессиональными воинами, а другие так и не смогли избавиться от этого прилипчивого чувства", — пишет Токаев-младший.

В сентябре 1943 года, уже на Миус-фронте (укрепленный оборонительный рубеж вермахта протяженностью 100 км, который пролег от Самбека по реке Миус до Красного Луча в Донбассе), Токаев получил две медали "За отвагу". Согласно архивным данным, с 17 июля по 1 августа он охранял танки под артиллерийским обстрелом, вел разведку подбитых машин и уничтожил до 20 солдат противника. В августе под непрерывным огнем он нашел брод через водный рубеж, обеспечив проход танков.

Вместе с танковым полком Кемель Токаев прошел Белоруссию, Украину и Польшу, а под конец войны получил тяжелое ранение.

"21 января 1945 года в районе северо-западнее Еглиевец (Польша) немцы ночью контратаковали наши позиции. Автоматчики стойко охраняли свои танки, а затем перешли в атаку и отбросили немцев. Товарищ Токаев первый ворвался в расположение противника и огнем своего автомата уничтожил пять немцев и одного раненого немца взял в плен. Возвращаясь в расположение своей части с пленным, Токаева ранило разрывной пулей в ногу… Превозмогая боль, перевязав рану, добрался до своих танков", — говорится в отчете командира 7-го отдельного гвардейского тяжелого танкового Ломжинского полка прорыва, гвардии подполковника Афанасия Поварова.

Сначала в документе также было указано, что Токаев "лишился ноги", но после эта часть фразы была зачеркнута редактором. За проявленное мужество Кемель Токаев был представлен к ордену Отечественной войны II степени.

Упорство или удача

Для Кемеля Токаева война закончилась в Польше в январе 1945 года. Рана, которую он получил, оказалась серьезной — перебита кость. Врачи в военных госпиталях Гомеля и Омска предлагали ампутацию. Однако Токаев настаивал на продолжении лечения без хирургического вмешательства.

Ему повезло попасть в руки тогда еще молодого хирурга Гавриила Илизарова, который, по сути, провел эксперимент, не только сохранивший ногу Токаева, но и позже ставший методом лечения с использованием компрессионно-дистракционного аппарата Илизарова (чрезкостный медицинский аппарат, который используется для лечения сложных переломов, удлинения конечностей и исправления деформаций костей).

Тогда, летом 1945-го, хирург Илизаров проводил клинические испытания аппарата на свой страх и риск в надежде, что молодой организм солдата справится с экстремальной ситуацией. И кость действительно стала срастаться. Спустя более чем три месяца Токаев смог встать на костыли.

Позже лечение продолжилось в военном госпитале в Алма-Ате, которым руководил Александр Сызганов, будущий медицинский светило. Эксперимент по искусственному сращиванию кости продолжился, и через полгода Токаев смог передвигаться на костылях.

С войны он пришел инвалидом, без собственного жилья, образования, работы и полным сиротой. Старшего брата Касыма после окончания интерната и фельдшерского училища направили в Свердловск на курсы младших офицеров, а в 1941 году — на фронт. Он погиб 22 февраля 1942 года на Калининском фронте и был похоронен в братской могиле близ деревни Трубино Ржевского района Тверской области.

После войны

Кемель Токаев поступил на филологический факультет Казахского государственного университета, по окончании которого стал журналистом и писателем — основоположником приключенческо-детективного жанра в казахской литературе.

В 1948 году Кемель устроился литературным работником в джамбульскую областную газету "Сталиндік жол" ("Сталинский путь"). Позже его перевели в Алма-Ату в редакцию детской газеты "Пионер Казахстана".

"Через несколько лет он был назначен главным редактором этой газеты. Ветераны казахстанской журналистики вспоминают, что в начале 50-х годов эта газета обрела самобытный характер и стала по-настоящему популярной. <…> Работая в этой газете, отец впервые задумался о создании художественных произведений", — отмечает в очерке об отце Токаев-младший.

Свою первую повесть "Звездный поход" Токаев посвятил пионерам, а через три года завершил работу над книгой "Аскын" ("Поток"), посвященной казахстанской милиции. Собирая материал для очередной книги, он много работал в архивах МВД и КГБ.

Кемель Токаев ушел из жизни 10 ноября 1986 года в возрасте 63 лет. К столетию со дня его рождения в 2023 году в Казахском государственном университете была открыта аудитория Токаева. Школа, которую окончил отец президента Казахстана, носит его имя.

Марина Гажук