В Москве открылась выставка о неизвестном Сергее Есенине и ревущих 1920-х

В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) открылась выставка о неизвестном Есенине. На экспозиции "Предназначенное расставанье обещает встречу впереди" между страниц, исписанных стихами, не сразу заметишь маленький квадратик бумаги с несколькими неразборчивыми строчками карандашом: "Статьи. Кончаловский о живоп. Репродукции. Есен. Грузинов. Рецензии..." Это Есенин набрасывал осенью 1925 года, за считанные недели до самоубийства, план нового литературного журнала.

В Москве открылась выставка о неизвестном Сергее Есенине и ревущих 1920-х
© Российская Газета

РГАЛИ в есенинский год решил напомнить нам о том, что певец "страны березового ситца", не переставая писать стихи, стремился и находил возможность быть организатором литературы. А не только шатался по кабакам, как это принято считать.

"Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами..." - это Есенин, отыскав в марте 1915 года в Петрограде квартиру Блока, но не застав в ней любимого поэта, просил о встрече. Они встретились, и на записке под автографом одного гения появляются строки другого: "Крестьянин Рязанской губернии 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые".

Рекомендательное письмо Блока издателю Мурашеву, фото Есенина с поэтами Сергеем Городецким и Николаем Клюевым. Сборник Ремизова "Подорожье" с дарственной надписью. "Крестьянин" признан.

За окном Первая мировая, а Есенина интересует история. Автограф поэмы "Марфа посадница" не сохранился, но вот рукопись опуса тех же лет "Ус" о казаке-сообщнике Разина. Сверху чей-то карандаш: "Варвара Николаевна! Перестукайте на машинке". Варваре Николаевне было непросто: почерк у Есенина мелкий, а еще правка...

Переехав в Москву, Есенин в 1918 году в трудно представимых для этого условиях войны и разрухи организует с соратниками издательство "Московская трудовая артель художников слова", свидетелем работы которого и стал поэт Сергей Городецкий. Есенин, заведующий издательством, со своей крестьянской хваткой решает нерешаемые тогда вопросы - с бумагой, с печатью... В архивах РГАЛИ нашелся типографский листок с планами "артели" - тут и книги изданные, и готовящееся к печати. Анонсируются сборники Клычкова, Ширяевца, Павлович - но больше всего на складах Есенина.

Его стихи и поэмы того времени есть на выставке в автографах: "Не жалею, не зову, не плачу", "О, край дождей и непогоды", "Отчарь". Часть их выходила в издательстве "Имажинисты", еще одном организованном Есениным с соратниками Шершеневичем и Мариенгофом в годы Гражданской войны.

В 1923-м из Америки и Европы в Россию вернулся новый Есенин, разрывающийся между лирикой и прагматикой, чувствующий уход знакомой ему Руси, понимающий необходимость встраиваться в новый порядок. Подготовленный Есениным и вышедший уже в 1926 году четырехтомник, заполненная анкета члена Всероссийского союза поэтов, черновики "Анны Снегиной" и "Черного человека". Здесь же и "почеркушка" с планом собственного журнала.

Документы и фотографии на выставках РГАЛИ всегда сопровождаются изобразительным рядом на стенах: рисунками, живописью, плакатами. И это выглядит неким комментарием, фоном для артефактов. Сейчас кураторам удалось придать экспонатам эмоций, добавить фактам красок. Кубофутуристические эксперименты художника-эмигранта Евгения Рубина: уличные сценки в духе Бурлюка и Малевича, яркие контрастные цвета, лозунги поперек холста, угловатые дома... Хулиганская эпоха, ревущие двадцатые, по которым Есенин прокладывал свой непростой путь.