Камень на шее: Эксперт оценил идею переброски воды сибирских рек в Среднюю Азию

Информация о том, что Российская академия наук проработает возможность реализации проекта строительства водопроводов из Оби в Узбекистан, появилась на дня на сайте РБК. Речь шла об аналоге советского проекта «поворота» сибирских рек в Среднюю Азию, но по пластиковым трубам.

Однако заведующий лабораторией водной экологии Института водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН Владимир Кириллов говорил РИА Новости, что проект нецелесообразен с точки зрения экологии и нереализуем по политическим причинам. При этом анализ водной ситуации в этом регионе был бы очень полезен и, возможно, дал бы локальные решения.

Глава Центра изучения стран Дальнего Востока в Санкт-Петербурге Кирилл Котков в беседе со «Свободной Прессой отметил, что сама по себе идея не нова. В 70-е, 80-е годы разрабатывался проект поворота сибирских рек вспять — намеревались вырыть каналы типа Каракумского и направить воду в Среднюю Азию. Однако проект был отменен после начала перестройки.

Позже тему поднимал Юрий Лужков, который предлагал продавать воду и получать с этого деньги. Сейчас поводом для возобновления подобных разговоров , вероятно, стала встреча президента США Дональда Трампа с руководителями Казахстана и Средней Азии, полагает собеседник издания.

«На протяжении довольно длительного времени американцы недостаточно внимания уделяли этому региону. Но, судя по всему, там был достигнут серьезный прогресс. Тот же Узбекистан пообещал, что инвестирует в Америку за 10 лет 100 миллиардов долларов — понятно, речь идет не о прямых денежных инвестициях, а о покупке американского оборудования, техники и так далее. В обмен доступ США к ресурсам. Что касается Казахстана, то там тоже пообещали обеспечить Соединенные Штаты редкоземами — дано согласие на разработку одного из крупнейших в мире вольфрамовых месторождений. И буквально через некоторое время после этого имеет место такой вброс про реки», — пояснил Котков.

По словам эксперта, если это просто вброс с целью посмотреть реакцию населения, то реакция уже понятна — по крайне мере в интернете, она резко негативна. С политической точки зрения, условно для «удержания» государств Средней Азии, — это последний довод, когда уже никаких аргументов не остается, кроме как: «Мы обеспечим вас водой».

«Нечто похожее есть в КНР, где нехватку воды испытывает внутренняя Монголия, северо-восточный Китай частично, и то, что исторически называется Северный Китай. Там осуществлялся проект переброски части стока Янцзы путем создания водохранилищ и трубопроводов. Проект вышел даже для китайской экономики очень дорогим. Для России, тем более в таких условиях, окажется почти неподъемным. Если в этом проекте примут участие какие-то внешние силы — предположим, тот же Китай в рамках программы «Пояс и путь» — это будет означать, что вода наша, а трубопровод и оборудование, нет. В такой ситуации не совсем РФ окажется монополистом», — уточнил востоковед.

Котков назвал это «очередным камнем на шее», когда вместо того, чтобы решать свои проблемы, опять станем заниматься чужими. Тем более, что государства Средней Азии ведут себя, мягко говоря, далеко не всегда дружественно по отношении к России.