Густав Климт использовал сусальное золото, перламутр, малахит и полудрагоценные камни, создавая сложные, мерцающие поверхности. По некоторым оценкам, стоимость материалов и самой работы могла достигать сумм, эквивалентных сегодняшним нескольким сотням тысяч евро, что делало его искусство предметом роскоши уже на этапе создания.
При жизни Климт был фигурой скандальной: его работы, ломавшие традиционные представления о телесности, шокировали консервативную публику, его порой обвиняли в порнографии. Вместе с тем он был востребован среди просвещенных меценатов и представителей венской богемы. Одни из его главных покровителей — Ледереры, промышленники еврейского происхождения. Портрет их 20-летней дочери Элизабет Климт начал писать в 1914 году. В конце 1930-х после аншлюса Австрии обширное художественное собрание Ледереров, включая этот портрет, было конфисковано нацистскими властями.
В 1948 году полотно вернули брату Элизабет, Эриху, который пытался восстановить семейную коллекцию. Спустя почти 40 лет работа привлекла внимание американского коллекционера и наследника косметической империи Estee Lauder Леонарда Лаудера, который ее и приобрел. После его смерти в 2023 году некоторые работы из его частного собрания попали на Sotheby’s.
За «Портрет Элизабет Ледерер» на торгах развернулась 20-минутная борьба между шестью претендентами. Итоговая сумма в 236,4 млн долларов не только установила рекорд для работ Климта, но и вывела портрет на второе место в списке самых дорогих произведений искусства, когда-либо проданных с аукционов. Он уступает лишь «Спасителю мира», которого приписывают кисти Леонардо да Винчи и которого продали на Christie’s в 2017 году за 450 млн долларов.
Сегодня произведения Климта — одни из самых дорогих в мире. Его «Портрет Адели Блох-Бауэр I», известный также как «Золотая Адель», был продан в 2006 году за 135 млн долларов, что на тот момент стало рекордом для произведений искусства. Купил ее, кстати, брат Леонарда Лаудера — Рональд. В тот момент Климт попал в «высшую лигу», оставив позади Пабло Пикассо, Винсента ван Гога и Клода Моне, чьи работы до этого считались самыми дорогими.
В 2023 году одна из поздних картин Климта, «Дама с веером», ушла с молотка на Sotheby’s за более чем 108 млн долларов. А на аукционе в Вене в прошлом году продали считавшуюся утерянной картину «Портрет фройляйн Лизер»: за лот выручили 30 млн евро. Продолжает искусствовед, бывший директор ГМИИ имени Пушкина, автор телеграм-канала «Блог директора» Елизавета Лихачева:
Елизавета Лихачева искусствовед, бывший директор ГМИИ имени Пушкина, автор телеграм-канала «Блог директора» «Вообще, стоимость работ — это история циклов. Сейчас Климта на рынке нет. Плюс нельзя скидывать со счетов тот факт, что несколько лет назад была продана «Золотая Адель» — тоже за рекордные деньги, и это подогрело интерес к живописным работам Климта. И это большая редкость, когда такой художник оказывается в открытых торгах. Те же Пикассо и Модильяни на рынке гораздо более привычные гости, чем Климт. Поэтому ничего удивительного в том, что он достаточно хорошо пошел, что называется. Климт никогда не был дешевым художником. Он был признан. Это не Шиле, который ничего не стоил. У него заказывали лучшие дома Вены. Я не могу назвать цифры, но я вас уверяю, что та же «Золотая Адель» на момент ее заказа художнику стоила весьма недешево».
Так что сумма, уплаченная за «Портрет Элизабет Ледерер», — явно не предел.
